Эпидемия не повлияла на устойчивость страхового рынка
Чистюхин Владимир Викторович
Заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России)
|
Как пандемия коронавируса повлияла на финансовые показатели работы российских страховщиков в 2020 году? Насколько страховщики готовы к введению новых требований к финансовой устойчивости, которые заработают с 2021 года?
Этот год оказался действительно очень непростым. Пандемия оказала существенное влияние на функционирование страховых компаний, как с точки зрения финансовой устойчивости, так и с точки зрения обеспечения непрерывности операционной деятельности. За три прошедших квартала 2020 года особенно сильное влияние наблюдалось во втором квартале – экономическая и потребительская активность сократилась, и это не могло не сказаться на собираемости страховых премий. Во втором квартале мы видели падение премий примерно на 12% относительно аналогичного периода прошлого года, в абсолютном выражении это составило минус 44 миллиарда рублей. Вместе с тем, по итогам всех 9 месяцев текущего года произошло восстановление сборов премий до уровней прошлого года, несмотря на проваленный второй квартал, у нас был резко положительный первый квартал и неплохой третий. И если по страхованию иному, чем страхование жизни, объем премий за три квартала составил 267 миллиардов рублей (+2% относительно аналогичного периода прошлого года), то главным драйвером стало страхование жизни, сборы по которому составили 121 миллиард рублей (+16%). И хотя мы продолжаем констатировать стагнацию страхового рынка и невысокий уровень проникновения страховых услуг, но с учетом пандемических явлений и ожиданий экспертов по восстановлению объемов страхового рынка, полученные промежуточные результаты мы считаем удовлетворительными.
Совершенно иная картина складывается по финансовым результатам за прошедшие 9 месяцев. Прибыль страховых компаний составила 187 миллиардов рублей, что на 26% больше прибыли за аналогичный период прошлого года, когда было заработано 148 миллиардов рублей. Второй квартал 2020 года, помимо падения премии, принес резкое снижение числа страховых случаев и убыточности по отдельным сегментам, влияние этого будет ощущаться, как минимум, до конца года. Это вносит свой существенный вклад в положительный финансовый результат страховых компаний. Плюс к этому источником прибыли стала инвестиционная деятельность, положительный результат от которой составил 244 миллиарда рублей (здесь сыграла свою роль и положительная валютная переоценка, и доходы от операций с финансовыми инструментами).
Результат от страховой деятельности за 9 месяцев уполовинился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил 72 миллиарда рублей. Резко увеличился отрицательный результат по страхованию жизни – на 90 миллиардов рублей (увеличение по сравнению с прошлым годом более чем в 4 раза), это связано как с ростом величины резервов и обязательств вследствие роста премий данного сегмента в третьем квартале, так и с объемом выплат по закончившимся договорам страхования. К сожалению, увеличение выплат здесь не связано с возросшей ценностью для клиентов. В части страхования иного, чем страхование жизни, прибыль осталась на уровне прошлого года и равняется 161 миллиард рублей, все значимые линии бизнеса здесь являются прибыльными. В целом, страховые компании научились качественно управлять своим портфелем по страхованию не-жизни и получать прибыль.
По итогам 9 месяцев на 15% увеличился совокупный капитал всех страховых компаний. Для нас это означает, что полученный финансовый результат и рост капитала – это хороший задел для реализации новых требований по финансовой устойчивости и платежеспособности, которые начинают вступать в силу с середины 2021 года. Период вступления в силу новых требований продлится до середины 2025 года. Нам представляется, что с учетом текущей ситуации, страховые компании имеют все возможности, чтобы плавно подготовиться к этим новым требованиям и в полной мере соблюдать их.
Призываю страховщиков, если они видят, что у них в перспективе может ухудшаться ситуация, и это будет приводить к нарушению наших требований по финансовой устойчивости и платежеспособности, не ждать и как можно скорее начинать коммуникации с нами по исправлению ситуации и принятию тех мер, которые обеспечат соблюдение требований в дальнейшем.