Пандемия и перестрахование – проблемы, вызовы, возможности
Мокаши Санджей Васант
Генеральный директор ООО «ДжиАйСи Перестрахование»
|
Какие возможности открывает кризис для перестраховщиков с развивающихся рынков, включая Россию и Индию, на мировом уровне? Смогут ли они противостоять теряющим прибыль крупнейшим европейским компаниям?
Итоговая степень воздействия текущего кризиса будет очень сильно зависеть от актуальной и перспективной продуктовой линейки компаний, а также от уровня инвестиционного дохода. Перестраховщики с развивающихся рынков не так активно работают с рисками, связанными с перерывами в производственной деятельности в результате событий «вирусной» природы, поэтому прямой удар пандемии, скорее всего, ограничится для них в основном сегментами страхования жизни, здоровья и медицинских расходов. Однако снижающиеся доходы от инвестиций так или иначе заставят перестраховщиков пересмотреть, адаптировать свои стратегии, с тем чтобы максимальное внимание было уделено андаррайтинговому результату, эффективности корпоративного управления и улучшению практик риск-менеджмента.
На рынке уже видны и сигналы, и конкретные прецеденты повышения стоимости перестрахования. Помимо этого растет спрос на страховые и перестраховочные решения в отношении нестандартных рисков с вероятностью реализации раз в сто лет (к которым относится, например, пандемия COVID-19). Основной момент, которому требуется уделить внимание в этой связи, - компенсировать потенциальное воздействие глобальной рецессии и стратегического риска внедрения новых страховых продуктов.
Вспышка COVID-19 уже продемонстрировала, что человечество подвержено подобным коллизиям гораздо серьезнее, чем считалось ранее. Мир постепенно привыкает к новым нормам, введенным этой пандемией, меняя характер воздействия в нескольких категориях риска, таких как транспорт, гостиничный и туристический бизнес, здоровье и кибернетика. Например, зависимость от Интернета увеличилась в геометрической прогрессии, что привело к увеличению риска кибератак и может в итоге привести к «киберпандемии». Поэтому, например, спрос на киберстрахование, цифровые услуги и продукты будет расти. Перестраховщики на развивающихся рынках должны внимательно изучить и структурировать подобные растущие и меняющиеся угрозы.
Перестраховщикам на растущих рынках придется также подумать о новых инновационных путях и средствах обслуживания клиентов и рынков в кризисный период, содействуя тем самым развитию самих региональных рынков и экономик. Например в Индии одна из инициатив такого характера уже была предложена Девешем Шривастава, председателем совета директоров и управляющим директором GIC Re. Суть этой инициативы в создании на индийском рынке Пандемического пула - такой пул обеспечивал бы в расчете на весь гигантский внутренний рынок страхование не только рисков, связанных с жизнью, здоровьем и медицинскими расходами, но и других рисков, связанных с фундаментальным воздействием пандемических заболеваний.
На данном этапе совершенно очевидно, что в этом году прибыль глобального перестраховочного сектора будет меньше стоимости его капитала. Поскольку такой тренд сохраняется уже третий год подряд, ведущие рейтинговые агентства сохраняют негативный прогноз для отрасли и в этом году. Таким образом, перестраховщики должны сосредоточиться на сохранении высокой капитализации. Хотя ожидается, что повышение ставок будет продолжаться в различных сегментах, особенно в сегментах имущества и аварийных ситуаций во всем мире, они, безусловно, будут различаться по масштабу от региона к региону.
Так или иначе, кризис еще очень далек от завершения, и наибольший шанс и возможности успешно противостоять ему будут именно у перестраховщиков со строгой андеррайтинговой дисциплиной и инновационным подходом к развитию бизнеса. «ДжиАйСи Перестрахование» при полной поддержке материнской компании позиционирует себя на этом рынке как надежного и долгосрочного партнера, и мы стремимся поддерживать наших клиентов в любое время, даже в нынешние трудные времена.