Основной закон страховщиков: взгляд сенатора
Иванов Сергей Павлович
Председатель страховой секции комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению
|
Совет Федерации 26 ноября одобрил новую редакцию закона "Об организации страхового дела в РФ". Претензии страховщиков к этому документу уже неоднократно озвучивались. Что думает о нем сенатор?
Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, вступление этого закона в силу создаст в страховании правовую коллизию, поскольку нормы закона не соответствуют высшему по юридической силе нормативному акту гражданского законодательства - Гражданскому кодексу РФ.
Можно выделить следующие противоречия между законом и Гражданским кодексом:
- нарушен принцип свободы договора;
- изменены основания возникновения страховых обязательств, порядок и основания их изменения и прекращения;
- значительно расширен перечень условий договоров обязательного и добровольного страхования, обязательных для согласования сторонами, - без чего договор будет считаться незаключенным;
- искажены основные страховые понятия: например, "страховая сумма" и "страховая премия";
- добавлены сленговые выражения: например, "выкупная сумма" или "собственные средства";
- страховым брокерам предоставлено право заключать договоры страхования от своего имени, т.е. фактически становиться страховщиком;
- установлены необоснованные требования к лицензированию брокеров и обществ взаимного страхования.
Во-вторых, несмотря на проводимую Президентом РФ политику устранения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, принятие данного закона приведет к ужесточению административного пресса в отношении страховщиков со стороны контролирующих органов и, прежде всего, страхового надзора.
В-третьих, в законе, несмотря на сокращение перечня видов страхования, подлежащих лицензированию, сохранен действующий и в настоящее время принцип лицензирования каждого страхового продукта - вместо лицензирования непосредственно страховщика, как это делается во всем мире.
В-четвертых, в законе вводится ограничение на повторение в названии страховой организации полного или частичного наименования другого страховщика. Сейчас в России работает огромное количество страховщиков имеющих в своем названии слова: "полис", "гарант", "страхование" и т.д. Кто будет решать, кому оставить наименование, а кому необходимо менять, кто компенсирует страховщикам значительные затраты, связанные с переименованием? А ведь это - и замена лицензий, и учредительных документов, и печатей, бланков, а также уведомление всех кредиторов и т.п. К тому же сроки, установленные законом для приведения наименования в соответствии с ним, просто не реальны.
В-пятых, вместо совершенствования системы контроля платежеспособности страховщиков, орган страхового надзора собирается контролировать некие собственные средства страховщика, под которыми понимаются несколько статей пассива бухгалтерского баланса. Однако понятно, что контролировать необходимо соотношение определенного состава активов страховщика к принятым им на себя обязательствам, а также соотношение чистых активов к размеру уставного капитала.
Необходимо отметить, что эксперты секции по страхованию Совета Федерации разработали проект поправок к закону, многие из которых были учтены во втором и третьем чтении. В 2004 г. мы планируем разработать проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон об организации страхового дела в РФ.