Как развивался рынок страхования жизни в 2021 году? Какие тренды его формировали, какие события стали наиболее важными?
Рынок страхования жизни справился с вызовами пандемии, продемонстрировав рост по итогам 2020 года. Роль флагмана рынка закрепилась за продуктами НСЖ, которые все чаще становятся частью диверсифицированного портфеля частных инвесторов. Несмотря на прошлогодний локдаун и ограничения, которые оказали мощное влияние на всю экономику страны, страховщики жизни, по данным ВСС собрали более 450 млрд рублей премий. Годовой прирост рынка составил 4,1%.
Во многом эти показатели обусловлены ростом кэптивных страховщиков за счет поддержки собственных банков. Доля же премий не-кэптивных страховщиков снизилась с 15,1% в 2019 году до 13,9% в 2020. Эта тенденция продолжится и в 2021 году, в том числе за счет сделок М&A, тому пример - недавнее поглощение «Совкомбанком» страховой компании «МетЛайф».
Кроме того, и крупные государственные банки, которые пока не имели страховых партнеров, определили для себя пул рыночных страховых компаний, с которыми им наиболее интересно работать. Не исключено, что в дальнейшем это может привести к кэптивизации этих страховщиков, что еще серьезнее усилит долю подобных компаний.
По данным ВСС, наилучшую динамику показал сегмент накопительного страхования жизни (НСЖ), который вырос за год на 24,3% - со 109,5 млрд рублей в 2019 году до 136,1 млрд рублей в 2020-м. Это закрепило за ним статус драйвера рынка, который прежде принадлежал инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ). А вот ИСЖ в прошлом году продемонстрировало небольшое снижение – с 196,9 млрд рублей до 188,3 млрд рублей (-4,4%). Отчасти это связано с перетоком денежных средств населения из ИСЖ в НСЖ.
Кредитное страхование жизни заемщиков чувствует себя увереннее – сегмент показал прирост по сравнению с 2019 годом на 3,5%, до 97,9 млрд рублей. Этому способствовала государственная антикризисная программа, в особенности стимулирование спроса на ипотечное кредитование. В то же время премии по страхованию заемщиков от несчастных случаев снизились на 15,4% - с 5,3 до 4,9 млрд рублей.
Выплаты страховщиков жизни в 2020 году выросли куда значительнее, чем сборы – почти в полтора раза по сравнению с 2019 годом, cо 141 до 211 млрд рублей. Прирост во многом обеспечен массовым завершением ранее заключенных 3- и 5-летних договоров ИСЖ. Данная тенденция проявилась и в СК «Ингосстрах Жизнь»: общий рост выплат составил 60%, а выплат по ИСЖ – 80%. В 2020 году доля компании в общем объеме выплат на рынке выросла почти на 10%.
Пытаясь компенсировать снижение чистой процентной маржи, кредитные организации делают упор на таком источнике доходов, как комиссии от продажи партнерских продуктов. В 2020 году банки продолжили реализовывать населению гибридные продукты (вклад + НСЖ, вклад + ПИФ и так далее). Базовая ставка по депозитной составляющей таких продуктов выглядит привлекательнее, чем среднерыночная ставка по вкладам. Это возможно благодаря перераспределению части комиссионного дохода банка в пользу потребителей.
Всё больше программ страхования жизни в дополнение к накопительной функции включают в себя сервисные составляющие – такие, как бесплатные чек-апы здоровья или телемедицинские консультации. Эти опции, как полагают в ЦБ, могут внести позитивный вклад в рост страхования жизни в 2021 году за счет повышения внимания населения к своему здоровью.
Как отмечает Банк России в обзоре деятельности страховщиков по итогам 4 квартала 2020 года, население, на фоне снижения ставок по депозитам, стало активно искать альтернативные, потенциально более доходные инструменты формирования накоплений, что дало возможность банкам успешно продвигать продукты НСЖ. Важную роль в этом процессе сыграло смягчение денежно-кредитной политики регулятора (ДКП).
На очередном заседании Совета директоров Банка России 19 марта 2021 года было принято решение поднять ключевую ставку до 4,5% годовых. При условии возврата к нейтральной ДКП или ее умеренного ужесточения, у НСЖ есть все шансы удержать статус драйвера страхового рынка. Все большее количество клиентов расширяют свой кругозор и узнают о профильных продуктах страховщиков. Консерватизм «вчерашних вкладчиков» снижается, о чем свидетельствует, например, резкий, практически двукратный рост клиентов Московской биржи. Финансовая грамотность растёт, люди в России всё чаще готовы отходить от привычных методов при формировании своего персонального портфеля инструментов получения прибыли. Важной составляющей такого портфеля становятся продукты НСЖ.
В то же время, привлекательность страхования жизни в качестве инструмента получения процентного дохода может быть увеличена за счет формирования определенной рисковой составляющей, отвечающей запросам клиентов. Это направление, в котором страховым компаниям еще предстоит работать.
На фоне роста популярности НСЖ несколько притормозить рост рынка может ограничение доступа неквалифицированных инвесторов к сложным инвестиционным инструментам, дискуссию о котором страховое и инвестиционное сообщество ведут с регулятором. Остается надеяться, что в этом вопросе профессиональному сообществу и Банку России удастся совместно выработать сбалансированный подход.