Ведение исполнительных производств на стороне страховщиков – цифровизация и автоматизация
Дамиров Джавид Ягубович
Генеральный директор Группы юридических компаний «Лекс»
|
Что сегодня можно считать основными сложностями при оспаривании судебных решений по автострахованию и при возврате в страховую компанию уже списанных по суду денежных средств? Какие недостатки традиционного подхода к сопровождению исполнительных производств позволяет устранить цифровизация соответствующих процессов?
Опыт ведения судебных дел по автострахованию в судах ряда проблемных регионов (Краснодарский край, Республика Адыгея, Республика Крым и др.) показывает, что далеко не всегда суды встают на сторону страховщиков, даже когда нарушения закона со стороны страхователя видны невооруженным взглядом. Поэтому массовое обжалование решений в кассационном суде общей юрисдикции, а затем и в Верховном Суде РФ становится нормой. И нужно сказать, что такое обжалование дает свои результаты.
Так за время работы группы юридических компаний «Лекс» по шести страховым компаниям удалось в кассационных инстанциях отменить 978 незаконных судебных решений. Суммарно на основании этих решений со страховщиков было списано 885 млн руб. в пользу взыскателей-физических лиц, но в большинстве случаев деньги были получены не самими страхователями, а действующими от их имени автоюристами.
Отмена судебного решения означает необходимость возврата неправомерно полученных денежных средств в страховую компанию, что предполагает запуск процедуры поворота исполнения судебных актов, получение исполнительных листов и последующее сопровождение исполнительных производств в службе судебных приставов. Так у нас на сегодняшний день из этих 978 дел по 576 делам уже произведен поворот исполнения на общую сумму 540 млн руб. и получены соответствующие судебные акты о взыскании данных денежных средств в пользу страховой компании. Остальные дела на общую сумму 345 млн руб. находятся либо на стадии подачи заявлений о повороте исполнения решения, либо на стадии рассмотрения таких заявлений, либо, наконец, на стадии получения судебных актов о повороте исполнения решений.
Для практикующих юристов не будет открытием, что реальное исполнение судебного решения является наиболее сложной стадией гражданского процесса. Тут действуют различные факторы: нежелание должника платить, отсутствие имущества, на которое может быть обращено взыскание, существенная перегруженность судебных приставов-исполнителей. Представление интересов страховщика на стадии исполнительного производства осложнено массовостью дел и сопряжено с рядом иных трудностей.
Например, в связи с тем, что исполнительный лист, по закону, должен быть предъявлен по месту нахождения должника, возникает проблема территориальной разрозненности исполнительных производств. Так, в работе «Лекса» сейчас находятся исполнительные производства в 62 различных подразделениях службы судебных приставов на территории 14 субъектов Российской Федерации. Кроме того, при работе со службой судебных приставов требуется активная вовлеченность и заинтересованность представителей взыскателя в конечном результате, иначе исполнительные производства вряд ли сдвинутся с «мертвой точки».
В таких условиях классический подход юристов к сопровождению исполнительных производств, предполагающий выезд на прием к судебным приставам, совместные выезды к должникам вместе с приставом для совершения конкретных исполнительных действий, постоянные попытки дозвониться до судебного пристава-исполнителя с целью актуализации имеющейся информации и т.п., себя не оправдывает и представляется экономически нецелесообразным. Юридическое сопровождение растущего количества исполнительных производств с прицелом на реальный экономический результат требует принятия особых организационных мер и выстраивания четких бизнес-процессов, а также их цифровизации и автоматизации.
Прежде всего, внимательно стоит отнестись к обработке больших объемов информации (Big Data), ее учету и автоматизации документооборота. Для решения такого рода задач по заказу нашей компании была разработана гибкая компьютерная система учета и обработки данных, которая сочетает в себе функции учета информации, распределения задач между специалистами и конструктора документов.
В результате, на сегодняшний день по каждому исполнительному производству в отдельности наши специалисты-операторы базы данных обрабатывают и учитывают до 500 различных параметров, связанных со стадиями исполнительного производства, начиная от получения исполнительного листа и заканчивая рассмотрением жалоб на действия (бездействия) судебных приставов. Вся информация представлена в виде сводной таблицы, составленной таким образом, чтобы ее было максимально удобно анализировать и принимать соответствующие решения. Предусмотрена возможность и автоматического формирования выборок данных под конкретные задачи (например, для подачи заявлений об обращении взыскания на имущество или подготовки онлайн-запросов о ходе исполнительного производства). Настройки этой системы можно легко менять в зависимости от текущих задач.
Система позволяет готовить автоматизированные формы документов. На сегодняшний день используется около 30 таких форм, включая все основные заявления и ходатайства (заявление о возбуждении исполнительного производства, ходатайства об обращении взыскания на имущество, ходатайство об ограничении выезда должника за пределы Российской Федерации, ходатайства об исполнительном розыске имущества, жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и т.п.).
Среднее время подготовки одного документа с помощью компьютерной системы составляет приблизительно 30 секунд. Это особенно важно, когда необходимо подготовить и подать сотни типовых документов, но с различным фактическим содержанием.
Такая концепция ведения исполнительного производства позволяет нам в полной мере реализовывать права взыскателя в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Не секрет, что судебные приставы-исполнители редко по своей инициативе полностью исчерпывают все установленные законом средства для исполнения исполнительного документа. Обязанность судебного пристава-исполнителя – реагировать на каждое ходатайство в рамках исполнительного производства влечет необходимость контроля взыскателем процессуальных сроков такого реагирования, равно как и всех остальных сроков, установленных действующим законодательством. А чтобы максимально упростить контроль этих сроков, данная автоматизированная система учета определяет контрольные даты по каждому процессуальному действию. При наступлении этих дат информация, требующая немедленного реагирования, отображается в соответствующих разделах базы данных и дублируется на электронную почту ответственных лиц посредством автоматизированных писем.
Применение подобных автоматизированных систем в нынешних условиях имеет очевидный экономический эффект, поскольку дает возможность совершать множество юридически значимых действий силами небольшого коллектива специалистов. При этом важно выделять особо важные исполнительные производства (с крупными суммами задолженности) и дополнительно контролировать работу по ним в «ручном» режиме. Таким образом, именно комбинирование традиционных и цифровых методов дает наиболее качественный результат.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что в сложившейся сегодня ситуации данная стратегия ведения исполнительных производств представляется наиболее оптимальной. Автоматизация и цифровизация четко прописанных бизнес-процессов дает зримые плоды. Уже за первые месяцы использования автоматизированной системы нам удалось реально вернуть страховщикам 42 млн рублей, добиться от судебных приставов обратной связи, вынесения нужных постановлений и направления их взыскателю по многим исполнительным производствам. Мы уверены, что в будущем общая сумма взыскания будет только расти, а существующие алгоритмы – развиваться, оттачиваться и совершенствоваться.