С какими проблемами сталкивается сегодня банкострахование? Как влияют на развитие этого сегмента изменения в регулировании, особенно в части инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), которое несколько лет было драйвером развития всего рынка страхования жизни?
Уже несколько кварталов подряд наблюдается сокращение количества договоров, заключенных в канале банкострахования и снижение их рентабельности для страховщиков, хотя при этом растут средняя премия на один договор и сборы в целом. Одновременно увеличивается доходность по полисам ИСЖ (а это один из тех вопросов, которые породили множество дискуссий по банкостроахованию) и растет количество опций, доступных в продуктах ИСЖ - не только медицинских, но и более присущих инвестиционным продуктам. Но одновременно происходит рост ключевой ставки, и начали расти депозиты. В общем, все то, что мы считали драйвером канала банкострахования (большая часть которого – это страхование жизни, хотя там есть, конечно, и ипотека, и автострахование), достигло своего предела.
Кроме того, на эту ситуацию насыщения рынка накладываются изменения в регулировании. В январе Банк России дал весьма жесткие рекомендации, вводящие ограничения по ИСЖ и положившие начало трансформации, в которой мы сейчас находимся. Во исполнение писем ЦБ мы, как саморегулируемая организация, проработали вопрос о тестировании потребителей на наличие у них специальных знаний и понимания продукта страхования жизни, чтобы они могли бы покупать продукты, предназначенные для квалифицированных инвесторов.
Следующим этапом этой трансформации станет принятие двух важнейших документов, которые определят будущий ландшафт банкострахования. Первый – это проект федерального закона, который разрешает продавать страхование жизни только квалифицированным инвесторам, либо страхователям, успешно прошедшим уже более сложную процедуру тестирования. Второй проект – это изменения в указания 5055-У, определяющие новые подходы непосредственно к продукту. Это действительно серьезные новации, так как одновременно предлагается, по сути, регулировать и клиента, чем мы никогда не занимались. Мы всегда считали, что страхование жизни – это массовые продукты, которые не требуют каких-то специальных знаний, ведь не у каждого есть время и желание прочитать большую книгу по страхованию жизни, чтобы разобраться. Теперь, при регулировании уже и клиентской части, мы сталкиваемся с предложением Банк России регулировать непосредственно страховой продукт, чего на рынке никогда не было. То есть да, были обязательные виды страхования, которые были законодательно оформлены, и требования там были понятны. Но у нас же вид добровольный, достаточно массовый и давно существующий.
В проекте указаний предлагается определить параметры этого страхового продукта и остановиться только на них, соответственно, убрав все остальные параметры. Это тяжелейшая задача, но к счастью, у нас сейчас об этом идет позитивная дискуссия, и Банк России согласен с тем, что необходимо сохранить какую-то вариативность продуктов. В свою очередь, Банк России говорит, что предложенные изменения – это ответ на то, что происходит на рынке, сигналы, на которые нельзя не отреагировать. Для нас же это будет тяжелейший удар, который потребует перестройки в банкостраховании всех продуктов и бизнес-процессов.
Уже сейчас многие банки и страховщики расширяют тестирование клиентов, делают его более сложным, чем предусмотрено рекомендациями ВСС. Они движутся в правильном направлении, потому что если запустить это уже сейчас, то по мере внедрения упоминавшихся законодательных изменений необходимо будет корректировать только уже наполнение, а глобально процесс можно стартовать и настраивать уже сейчас. То же и в продуктовой части - если не тратить время, а уже сейчас начинать максимально приближать продукт к будущим требованиям, это тоже будет хорошо.
Кроме того, новая тема, которая только на первый взгляд не имеет отношения к нашим текущим проблемам – это ESG. Сейчас она везде звучит и становится понятным, что ESG уже в ближайшее время станет пропуском в средний и крупный бизнес, и без реализации ESG-подходов работать с такими клиентами и партнерами будет просто невозможно. Допустим, экологическую часть этой аббревиатуры страховщики не нарушают, но в части социальной ответственности они очень сильно нас затронут. Уже разработаны все подходы и некоторые даже прямо сейчас спускаются на нас в виде рекомендаций. Банк России и Ассоциация Банков России дали их пока в рекомендательной форме, но уже точно, что это будет углубляться и применяться в более жесткой форме. «Social» предполагает, в том числе, и перестройку процессов в сторону более ответственного отношения к продуктам, к продажам, изменение качества. Все страховщики и банки уже вступили на путь, где есть элементы социальной ответственности за качество продаж, и очевидно, что к моменту, когда это станет регуляторным требованием, уже пройдёт перестройка процессов, поменяется отношение к контролю качества продаж и к социальной ответственности за происходящие сейчас продажи, которые будут признаны недопустимыми. Иные подходы к корпоративному управлению, иной контроль за качеством бизнеса со стороны совета директоров, иная ответственность топ-менеджмента за то, что делает компания – это тоже потребуется страховщикам, когда приоритетом станет ориентация на реализацию ESG-подходов.
Требуют обсуждения еще ряд вопросов. Во-первых, это предложение регулятора по объединению лицензий, которое сейчас усиливается дополнительным письмом Банка России к страховщикам, призывающим их подумать на тему более узкого объединения лицензий страховщиков жизни и управляющих компаний. Это важнейшая тема, которая интересна для финансовых групп с точки зрения оптимизации их бизнеса, а также с точки зрения дополнительной конкуренция внутри сегментов, а не между сегментами финансового рынка.
Во-вторых, это предложения Банка России по регулированию маркетплейсов. Обсуждение этого предложения заканчивается, и сейчас оно уже перейдет в стадию тех или иных организационных действий. Это также важнейшее изменение для развития банкострахования, маркетплейсов и экосистем. Уже два квартала подряд мы видим рост онлайн-продаж не только ОСАГО, но и страхования жизни. Это пока очень маленькие шаги, но если это началось, значит, бизнес будет раскручиваться. Страхование жизни было на 95% в банковском канале (остальное продавали агенты) и его переход в онлайн – это интересное явление, серьезно влияющее на банкострахование.
Банкострахование, во многом, является отражением того, что в целом происходит на страховом рынке. Там представлена максимальная и разнообразная линейка продуктов, однако возникает вопрос, почему страхование у нас все равно не так развито, как в Европе, почему гораздо меньше вариативность тех продуктов, которые реально потребляются, а не просто стоят на полке. Мне кажется, на это, прежде всего, влияет наличие платежеспособного спроса. Пока что наша экономика не показывает таких результатов, которые бы обеспечивали подавляющему большинству граждан роста доходов. В условиях падения доходов человек не будет приобретать дополнительные страховые продукты, он сначала закрывает свои текущие потребности. Влияют также факторы культурологическо-поведенческого характера – достаточно вспомнить, что есть территории, которые регулярно затапливаются, но при этом свои дома там все равно никто не страхует, надеясь на помощь государства.
Страховщики предлагают вполне достойные продукты онлайн и вполне оперативно могли бы сконструировать другие, но по-прежнему более 90% домов и квартир у нас не застрахованы, и совсем не потому, что клиентов не устраивает продукт, а потому, что у многих нет средств и выгоднее и удобнее рассчитывать на помощь государства. Кроме того, финансовые продукты все-таки требуют понимания и готовности в них разбираться, они оцениваются клиентом как сложные, поэтому сохраняется важность такого направления нашей работы, как повышение финансовой грамотности.