Страхование путешественников – новый поворот
Сергеев Андрей Владимирович
Советник генерального директора по личному страхованию ООО СК «Гелиос»
|
После двух пандемийных лет и долгожданного снятия ковидных ограничений, казалось, что в 2022 году россияне поедут отдыхать за рубеж с удвоенной энергией. Однако, антироссийские санкции привели к удорожанию перелетов, часть направлений для путешествий закрылась, а другие, наоборот, стали существенно более востребованы. Как все это сказалось на рынке страхования выезжающих за рубеж?
Прошедший год можно назвать не только годом окончания пандемии, но и годом, который смог практически вычеркнуть ее из памяти. Если еще в начале 2022 года многие туристы отказывались от поездки в Таиланд из-за применявшиеся там жестких антикоронавирусных мер и дорогостоящей и продолжительной изоляции в случае обнаружения болезни, то сейчас об этом уже мало кто вспоминает. В 2022 году туристический поток заметно развернулся.
В 2021 году в топе популярных направлений были Турция, Египет, ОАЭ и Европа, но в 2022 свои позиции сохранили только первые три, а Европа очень сильно просела. При этом мы ожидаем существенного роста спроса и в азиатские страны – прежде всего, Таиланд и Индонезию. Кроме того, в 2022 году мы зафиксировали два существенных всплеска интереса к поездкам в страны СНГ. Первый произошел в период введения санкций и отключения Visa и Mastercard – тогда многие россияне поехали «к соседям», чтобы получить международную банковскую карту. Второй совпал с периодом мобилизации. В это время особенно сильно – в несколько раз – выросли продажи полисов ВЗР в Казахстан, Армению, Грузию и Узбекистан.
Очень перспективным туристическим направлением нам также представляется Китай, который недавно снял коронавирусные ограничения. А на днях МИД России и Минэкономразвития объявили о пролонгации Межправительственного соглашения России и КНР, которое позволяет небольшим организованным группам туристов посещать Китай на срок до 15 дней без оформления виз (оно было приостановлено в 2020 году во время пандемии). В перспективе одного – двух лет можно ожидать возвращения турпотока в Китай, как минимум, на допандемийный уровень.
Если сравнивать результаты 2022 года с благополучным для туризма 2019 годом, то, по предварительным оценкам, рынок фиксирует падение премий по ВЗР примерно в 2-2,5 раза. Однако из-за пандемии, существенного снижения сборов в 2022 году по сравнению с 2021 годом (год к году) зафиксировано не было. Около 10% туристов, которые раньше ездили на отдых за рубеж, предпочли в 2022 году путешествия по России, что повлияло на сборы по ВЗР. Впрочем, два пандемийных года заставили многих страховщиков немного увеличить тарифы. Кроме того, из года в год понемногу растет спрос на дополнительные опции: например, страхование риска отмены поездки и потери багажа.
За изменением преимущественных направлений для путешествий последовало и изменение структуры обращений туристов за медицинской помощью: соблюдение антиковидных гигиенических мер привело к снижению обращаемости по простудным заболеваниям, отравлениям, заболеваниям ЖКТ. По азиатским направлениям сохранились частые обращения по травмам при аренде транспортных средств (байков), а также обращения, связанные с заболеваниями ЖКТ из-за специфической восточной кухни и возможностью заразиться неспецифической для России инфекцией.
Что же касается 2023 года, то одно из основных направлений роста, которые можно сейчас рассматривать – это развитие страхования путешественников по России. Такие путешествия – один из быстрорастущих сегментов туристического рынка. Но, поскольку врачебная помощь во время путешествий по России покрывается ОМС, пока привычки покупать такие полисы не сложилось. Тем не менее, добавление в эти продукты дополнительных опций: покрытия стоимости медикаментов, предоставление услуг телемедицины, оплата поисково-спасательных работ, для путешественников на автомобилях – услуг автоассистанса, и т.п. – способно сделать их весьма востребованными.
В ближайшей же перспективе мы делаем основную ставку на Китай и Юго-Восточную Азию. При работе на этих сверхпопулярных направлениях получить конкурентное преимущество можно только выдерживая довольно сложный баланс: с одной стороны, добиваться стабильно высокого качества сервиса от медицинского ассистанса, а с другой – удерживать цену в условиях высокой медицинской инфляции, которая сейчас отмечается во всем мире. Между страховыми компаниями идет конкурентная борьба за работу с лидерами туристического рынка. Разумеется, важна уверенность туроператора в том, что его клиенту в случае чего окажут качественную медицинскую помощь. Также играет большую роль технологичность бизнес-процесса в работе страховщика с туроператором, что увеличивает издержки, а значит – добавляет сложности в выдерживании баланса цена – качество. Однако мы уверены в больших перспективах этого рынка и решили сделать направление туристического страхования одним из приоритетных в компании, поэтому к сложностям готовы, а затраты считаем оправданными.