Какова позиция Банка России по текущим дискуссионным вопросам о реформировании ОСАГО – цене полиса, возможности ремонта с использованием бывших в употреблении запчастей, использования сведений с дорожных видеокамер наблюдения? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали в выступлении Ильи Смирнова на совещании, прошедшем в апреле в Совете Федерации.
В 2022 году выплаты по ОСАГО получило почти 2 миллиона человек. Это несколько меньше, чем в 2021 году, но и интенсивность трафика в 2022 году, по статистике, стала меньше. В значительной степени выросла стоимость запчастей. Средняя стоимость полиса выросла, по нашим данным, на 17%. Но при этом важный момент – стоимость полиса для тех, кого мы бы назвали безопасными водителями, точнее, опытными безаварийными водителями (со стажем более 3 лет и у которых достаточно давно не было аварий) выросла всего на 8%. Это, в общем-то, показывает, что цена полиса в значительной степени отражает еще и ожидания страховщиков и фактическую аварийность водителей. Если автовладелец готов водить более аккуратно, то у него все возможности в этой части есть.
Одна из наиболее актуальных и дискуссионных проблем, с которыми мы сталкиваемся – это проблема бывших в употреблении запчастей. Здесь есть два очень значимых вопроса. Первый – это чего же хотят наши граждане? Это, вероятно, потребует более широкого обсуждения – предпочтет ли гражданин заплатить больше и получить новую запчасть или же заплатить меньше и получить запчасть бывшую в употреблении? Это первая значимая развилка, которая стоит перед всеми нами. Вторая развилка, которая стоит в большей степени перед Минтрансом и Минпромторгом – это вопрос безопасности этих запчастей на дорогах. Нам необходимо добиться того, чтобы ремонт, осуществленный с бывшими в употреблении запчастями, не приводил к последующим авариям и жертвам, в том числе человеческим. Поэтому позиция Банка России такая - мы готовы к допустить установку бывших в употреблении запчастей, но только после того, как возникнет какой-то механизм оценки их влияния на безопасность дорожного движения.
Использование камер – это очень важная история для обеспечения тотальности покупки ОСАГО. ОСАГО – это система обязательная, и за счет своей обязательности, при 100%-ном охвате, она обеспечивает более низкие тарифы, чем в случае, когда охват этим страхованием меньше, чем 100%. Полный охват страхованием ОСАГО ведет к выгоде для водителей, в первую очередь, тех, которые ездят безопасно.
Что касается совмещения такого контроля с нарушениями ПДД, то мне кажется, что начать следует с малого – сначала штрафовать за отсутствие ОСАГО тех, кто уже нарушил другие правила дорожного движения (по скорости, по нарушению линии разметки). Если, по крайней мере, начать проверять таких водителей на наличие ОСАГО – это уже будет значимо.
Камеры и широкий доступ к ним страховщиков могут помочь, в том числе, и в другой части борьбы с высокими тарифами ОСАГО в отдельных регионах – через борьбу с мошенничеством. Это борьба с автоподставами - ситуациями, когда одна машина намеренно подставляется под другую, когда дешевая в покупке, но дорогая в обслуживании машина подставляется в аварию, и за счет этого ее владелец получает значительные выплаты. Разборы всех этих историй с помощью камер и выяснение виновников, в значительной степени, помогут в борьбе со страховым мошенничеством, а значит в снижении тарифов и в повышении доступности ОСАГО на отдельных территориях.