Моторное страхование в новых реалиях – больше внимания страхователям
Макаров Денис Александрович
Член правления ПАО СК «Росгосстрах» до 31.07.2023 г.
|
Как кризис изменил потребительские предпочтения в сегменте автокаско? Что предпринимают страховые компании для поддержания потребительского спроса?
C 2022 года рынок моторного страхования изменился радикально, изменилось само поведение наших клиентов. Как показывают результаты нашего исследования (а мы проводили опрос, затрагивающий все федеральные округа, среди активных автомобилистов старше 18 лет), каждый шестой автомобилист в течение последнего года стал бережнее относиться к своему автомобилю, а каждый седьмой стал аккуратнее ездить.
Изменилось и то, как люди ухаживают за своим автомобилем: 45% вовремя проходят техобслуживание, 29% ремонтируют автомобиль сразу по мере поломки, 27% не хотят использовать никакие расходники – аналоги (хотя из-за сроков доставки использовать оригинальные сложно), 26% не откладывают мелкий ремонт и 17% регулярно моют и делают химчистку автомобиля.
Другими словами, при современном кризисном положении дел на рынке подход к автомобилю у граждан достаточно серьезный. У опрошенных также сложилось представление о том, как можно избежать негативных событий с автомобилем. Чтобы защитить машину от возможных повреждений, по мнению россиян, нужно: парковаться в безопасном месте (32% опрошенных), хранить машину в гараже или на охраняемой стоянке (30%), еще аккуратнее ездить (29%). Еще 20%, как в 90-е годы, считают, что лучше не оставлять в машине ценные вещи на видном месте чтобы не привлекать правонарушителей – грабители из-за какой-то ерунды могут разбить стекло, которое очень дорого стоит и его теперь невозможно найти.
По отношению к ситуации, если с автомобилем что-то случится, мнения респондентов разделились несколько так: 35% сами откладывают деньги на ремонт и форс-мажор, 28% – «наши» люди, они рассчитывают на каско, 23% считают, что знакомый автослесарь сможет решить все их проблемы. Это тоже, в известном смысле, возврат к довольно устаревшим представлениям, откат в прошлое.
Опрос показал, что у автомобилистов, которые имеют полисы добровольного автострахования, половина оформили каско с полным покрытием, а оставшиеся приблизительно в равных пропорциях имеют каско с урезанным набором рисков и каско с франшизой. Страховую сумму по договору в 2022 году увеличивали 57% обладателей полисов каско. С точки зрения динамики цен, 41% наших опрошенных ощутили, что каско подорожало на 10-15% за последний год, 24% почувствовали подорожание на 20 и более процентов, 20% считают, что каско почти не подорожало (рост стоимости укладывается в 5%).
Возможно, такое мнение связано с результатами обращений в страховую компанию в течение 2022 года, а их число выросло. Осознание автовладельцами риска неспособности отремонтировать автомобиль собственными силами заставило обратиться к страховщикам даже тех людей, которые раньше об этом не задумывались. При этом реальная частота страховых случаев в 2022 году значительно упала и по каско, и по ОСАГО.
Рынок в целом по объективным экономическим причинам не показывает значительного роста. Как тренд будет складываться дальше – сказать сложно, на сегодняшний день даже на среднесрочную перспективу мы рассуждаем очень осторожно. Пока мы не видим тенденции к заметному росту, однако продажи новых автомобилей, в первую очередь, за счет китайских, начинают восстанавливаться - они, конечно, не заместили все то, что продавалось раньше, но ситуация улучшилась. Думаю, в 2023 году по отношению к 2022 будет рост числа продаж кредитных машин, но надо понимать, что цены на автомобили, продаваемые сегодня, совсем другие. Это другой рынок, у него другой потребитель, ниши ушедших брендов не заместились. Происходящее смещение между клиентскими нишами, а также смена подходов в премиальном сегменте (теперь нет никаких гарантий, официальных дилеров и т.д.) влияет на подходы страховщиков к клиентам.
Было снижение количества заключенных договоров каско, например, оно резко упало в октябре 2022 года. Сейчас на рынке число договоров не растёт, однако интерес людей к каско увеличивается, они видят в нем для себя принципиальную помощь и поддержку. Мы откликаемся на запросы клиентов - видя, например, что покупать полное каско для подержанного автомобиля сейчас достаточно напряженно, мы активно предлагаем полисы с франшизой. Отношение к этому меняются – люди, в целом, смотрят на франшизу с гораздо большим доверием. В первом квартале 30% новых клиентов «Росгосстраха» по каско выбрали полис с франшизой. То есть, автомобилисты понимают, что франшиза позволяет решить главные проблемы с рисками владения транспортным средством, и одновременно сэкономить при покупке полиса.
Сумма франшизы в среднем не растет, так как при снижающейся частоте страховых случаев конкурентная борьба страховщиков за клиента усиливается, и это давит и на покрытие, и на тарификацию. Тариф (в процентах по отношению к страховой сумме, которая выросла) на рыке заметно упал. Франшиза сегодня составляет в среднем 15-20%. Средняя скидка за франшизу примерно равна сумме самой франшизы, и учитывая, что и частота убытков падает, и средняя выплата уменьшается, клиент остается в плюсе. Реально он начинает терять деньги из-за франшизы только со второго обращения по ДТП, а вероятность этого невелика. Страховщик же за счет франшизы отсекает тех, кто попадает в ДТП неоднократно и тоже имеет большую экономию.
В феврале 2022 года весь автопарк страны резко стал б/у, только с осени активизировались продажи новых китайских машин, а рыночная цена автомобилей существенно возросла. Соответственно, франшиза сейчас очень актуальна, ведь для б/у автомобилей полное каско – это всегда дороговато.
По данным того же опроса, 35% клиентов, даже имея полное каско, не планируют обращаться в страховую компанию по мелким убыткам, чтобы стоимость полиса на следующий год не поднималась. Подход к страхованию стал более осмысленным, клиент понимает, как история его взаимоотношений со страховой компанией отражается на стоимости страховки.
Моторное страхование в нашей компании остается одним из приоритетов. В определенный момент мы планово сокращали моторный портфель из-за проблем с рентабельностью, вызванных некоторыми настройками управления портфелем, были включены определенные реверсы для снижения убыточности, и это дало свой эффект. Однако с 1 ноября 2022 года все реверсы уже отключены, мы приготовились к взлету. И результаты 1 квартала 2023 года уже показали правильность выбранного нами направления.