Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховое право, Банкострахование, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
Служба финансового уполномоченного в 2023 году – тренды, факты и цифры
Воронин Юрий Викторович
Главный финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг
страхование сегодняКакие основные тренды отмечены в 2023 году Службой Финансового уполномоченного на российском страховом рынке? В какой мере улучшается статистика нарушений и как растёт результативность борьбы с недобросовестными практиками?

Главный тренд, который мы отмечаем по итогам 2023 года, – это снижение числа нарушений по сравнению с предыдущим годом, что подтверждается снижением числа поступающих нам обращений.

В 2023 году в Службу поступило 134 213 обращений потребителей финансовых услуг, это на 12,4% меньше, чем годом ранее. Уменьшение числа обращений свидетельствует о том, что само наличие Службы вынуждает участников рынка урегулировать споры с потребителями самостоятельно – на претензионной стадии. Такая задача ставилась разработчиками закона, и она была реализована.

Основное падение идет по страховым организациям, однако споры по автострахованию, прежде всего ОСАГО, продолжают составлять основную долю в общем объеме обращений граждан – 90,7% от всех обращений по страховщикам (в 2022 году было 88,8%).

Далее по числу обращений идут кредитные организации и сокращение числа поступающих в отношении них обращений здесь совсем незначительное. Основная тема – требования потребителей о возврате платы за дополнительные услуги при предоставлении кредита, в результате оказания которых потребитель стал застрахованным лицом по договору личного страхования (на эту тему поступило 3696 обращений).

Тем не менее, несмотря на общее снижение, количество поступающих обращений остается значительным. В среднем, в Службу в 2023 году поступало 543 обращения в день. Средний размер требования растет, в 2023 году он превысил 227 тысяч рублей. Это свидетельствует о том, что предельный размер суммы спора, подлежащего рассмотрению финуполномоченным, в 500 тысяч рублей уже нужно увеличивать.

По состоянию на 22 мая этого года мы взаимодействуем с 4 699 организациями. В 2023 году рассмотрены обращения и вынесены решения финансового уполномоченного в отношении 471 организации. По регионам по числу обращений в расчете на 100 тысяч населения изменений по сравнению с 2022 годом не так много: вернул себе первое место Краснодарский край, а Санкт-Петербург выпал из десятки регионов-лидеров, – его заменила Архангельская область.

Интересный факт: в 2023 году 53% обращений поступили к нам в электронном виде, 47% – в бумажной форме, это важно, так как раньше бумажных обращений было меньше. Полностью запретить бумажные обращения нельзя, такое право гарантировано гражданину законом, но мы понимаем, что в большинстве случаев правом бумажного обращения пользуются цессионарии, которые не хотят выступать от своего имени и платить положенные 15 тысяч рублей за рассмотрение обращения, а подают обращение от имени гражданина.

В 2023 году нами было вынесено более 95,5 тысяч решений на сумму 2,7 миллиарда рублей. Доля решений о полном или частичном удовлетворении составила 30%, еще можно добавить некоторую долю «отказных» решений, связанных с добровольным исполнением финансовой организацией требований потребителя до принятия финансовым уполномоченным решения (в пределах 10%). В сравнении с 2022 годом доля таких решений в общем их объеме снизилась, что также подтверждает снижение числа фактических нарушений прав граждан со стороны финансовых организаций.

Одновременно с этим мы отмечаем тенденцию роста доли сложных обращений потребителей содержащих 5 и более заявляемых требований, а также обращений, касающихся вопросов, практика разрешения которых еще не устоялась в судах. По статистике количество таких сложных обращений выросло по сравнению с предыдущим годом на 15 тысяч, это достаточно большая цифра.

Что касается актуальных вопросов, возникающих в нашей деятельности, то по итогам 2023 года одним из основных таких вопросов для нас стал рост судебных дел о несогласии с принятыми нами решениями, о котором нам активно сигнализировали финансовые организации. При этом такой рост произошел не в результате действий самих финансовых организаций, а за счет инициатив «потребителей», точней, автоюристов, не соглашающихся с принятыми нами решениями.

Одной из ключевых причин возникновения такой ситуации является отсутствие специального законодательного регулирования порядка рассмотрения судами споров, связанных с несогласием финансовой организации либо потребителя с принятым финансовым уполномоченным решением. В частности – отсутствие в законе особенностей порядка назначения судами экспертиз после того, как независимое исследование было организовано финансовым уполномоченным при рассмотрении обращения. Такой пробел, как отмечают, к примеру, страховщики, является основным драйвером обращений автоюристов в суд после рассмотрения спора финансовым уполномоченным.

Для решения этой проблемы, в первую очередь, надо урегулировать в Гражданском процессуальном кодексе РФ вопрос об особенностях обжалования решений финуполномоченного в судах. В частности, необходима четкая позиция по поводу экспертизы – нам кажется, что в подобных случаях надо не назначать новую экспертизу, а делать рецензию уже имеющейся экспертизы, да и то не во всех случаях, а если для этого есть веские основания.

Также – применительно к актуальным вопросам работы Службы – хочется отметить, что в прошедшем году особое внимание мы уделяли вопросам противодействия неприемлемым практикам финансовых организаций.

Всякий раз, когда в отношении каких-то спорных дел мы видим, что допускаемое финансовой организацией нарушение является системным, а не единичным, мы обобщаем информацию о таком нарушении и отправляем регулятору для решения вопроса о возможности применения надзорных мер реагирования. У нас с Банком России есть соглашение о взаимодействии, предусматривающее ежеквартальное направление обобщенной информации о неприемлемых практиках. В прошлом году мы сообщили в Банк России о 291 выявленном случае использования неприемлемых. Также мы регулярно встречаемся с представителями Банка России, ведем обмен опытом, обсуждаем подходы к борьбе с неприемлемыми практиками.

И последний актуальный вопрос. Нам иногда, в свете тенденций цифровизации всех процессов, задают вопрос – не заменит ли вскоре искусственный интеллект финансового уполномоченного? Искусственный интеллект – вещь хорошая, но я убежден, что финансового уполномоченного он заменить не сможет, так как дела порой трудно поддаются стандартизации и решения нужно принимать с учетом индивидуального, очень внимательного оценивания обстоятельств каждого дела.


11 июня 2024 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Банкострахование, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: