Не буксовать на страховом поле – такси избавляют от рисков
Уфимцев Евгений Владимирович
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Российского союза автостраховщиков (РСА), Национального союза страховщиков ответственности (НССО)
|
Как изменит ситуацию с безопасностью пользователей такси новый закон, обязывающий страховать ответственность перед пассажирами при осуществлении таксомоторных перевозок?
Новый закон, вступивший в силу с 1 сентября 2024 года, очень важен и нужен для пассажиров. Он затрагивает не только те страховые случаи, которые попадают под действие закона об ОСАГО (когда есть 2 и более пострадавших в ДТП автомобиля), но и любые другие происшествия. Например, это ситуации, когда автомобиль такси перевернулся, врезался в отбойник и т.п. Если есть договор страхования ответственности, то пострадавшим пассажирам будет платить страховая компания. Причем покрывается значительно больший перечень случаев, которые могут произойти с пассажиром во время поездки, а выплаты в рамках нового закона подразумевают увеличение лимита в четыре раза, по сравнению с ОСАГО.
Мы обсуждали различные варианты закона. По тому варианту, который в итоге прошел и вступил в силу, уже за первые 3 дня было заключено порядка 9 тысяч договоров ОСГОП. Мы видим, как страховые компании осуществляют эту работу, активно взаимодействуют с клиентами.
Конечно, в законе, возможно, есть какие-то моменты, требующие доработки, возможны определенные сложности – как и при запуске любого закона. Мы, со стороны союзов страховщиков, готовы отвечать на эти вопросы, готовы помогать.
Большое спасибо компании «Яндекс», которая к этому подключилась, они тоже вместе с нами – РСА и НССО – обсуждают, какие можно реализовать варианты оформления, и другие вопросы правильной работы по ОСГОП.
Тариф по новому страхованию регулируется со стороны Банка России. Максимальная планка годового взноса – 5 400 рублей. Пока первые заключаемые договоры показывают, что, в среднем, премия составляет 3 000 – 3 500 рублей в год, то есть меньше 10 рублей в день на одно транспортное средство. Мне кажется, что это вполне справедливый, нормальный тариф.
Отмечу, что на данный момент мы видим улучшение ситуации по такси и в ОСАГО, существенно улучшилась динамика приобретения таких полисов. Среднее количество договоров ОСАГО, заключаемых в месяц для автомобилистов с признаками такси, сейчас составляет примерно 27 тысяч полисов. При этом средняя премия по этому сегменту падает: на начало 2024 года она составляла 26 000 рублей, а сейчас – 24 900.
Напомню также, что в 2024 году заработала система выдачи краткосрочных полисов ОСАГО, в которых были заинтересованы в том числе таксисты. Благодаря коллегам из «Яндекс», с которыми мы сотрудничаем, могу поделиться, например, такой информацией. За август 2024 года было продано 102 000 «коротких» полисов ОСАГО (со сроком 1-2 дня) для таксистов, средняя цена по ним составила 134 рубля. Рассматривается возможность введения коротких полисов и для ОСГОП, к нам приходили такие обращения от таксомоторного сообщества. Проблема там не в самом коротком полисе, а в той разрешительной процедуре, в том принципе организации выдачи разрешений на транспорт, которая в настоящий момент реализуется в рамках закона. Мы находимся в диалоге и поиске решений, которые в дальнейшем позволят такую же модель, какая сейчас есть по ОСАГО, реализовывать и по ОСГОП.
В целом, по страхованию ответственности перевозчиков перед пассажирами, еще раз скажу, что запуск закона прошел и закон работает нормально. Мы открыты к диалогу и готовы совершенствовать нормативную базу, менять какие-то методические рекомендации и технологии. Сам по себе закон нацелен на защиту потребителя – потерпевших пассажиров такси. Но мы хотим, чтобы все это было удобно и для таксомоторного сообщества, с которым мы надеемся дальше активно взаимодействовать.