Новый закон о страховом деле обязывает страховщиков с дублирующимися названиями сменить бренды. Это должно произойти до 17 июля 2005 г. Страховщики уже обратились в надзор с просьбой разъяснить порядок смены названий. Пока же компании могут только предполагать, каким будет этот механизм...
Новый закон о страховом деле гласит, что компании "не вправе использовать полное или краткое наименование (фирменное наименование), повторяющее частично или в целом наименование (фирменное наименование) другого субъекта страхового дела". Попробуем разобрать это положение на примере названия компании "Стандарт-Резерв". Если понимать норму закона дословно, то, на мой взгляд, запрещены наименования "Стандарт" или "Резерв", поскольку они частично повторяют наименование "Стандарт-Резерв". А вот одновременное существование брендов "Стандарт-Резерв" и "Гелиос-Резерв" не противоречит закону, поскольку эти наименования не повторяют друг друга даже частично - они просто имеют совпадающие части. Следуя той логике, "РЕСО-Гарантия" может не беспокоиться, а другая "Гарантия" должна сменить наименование. При этом можно просто добавить в название какое-нибудь слово, чтобы получилось, например, "Гарантия-Резерв" или "Гарантия-Курск".
Сегодняшнее отсутствие со стороны Департамента страхнадзора каких-либо разъяснений о порядке смены названий, конечно, может привести к тому, что часть компаний по объективным причинам не сможет исполнить требования закона до 17 июля 2005 года. Ведь надо еще определить, кому менять наименование, объяснить, почему такие действия должна предпринять именно эта компания, может быть, вступить в спор или даже судебную тяжбу. Реально на все юридические процедуры, связанные со сменой названий, - перерегистрацию компании, замену лицензии - уйдет от трех до шести месяцев. Больше времени - и средств - займет работа по успокаиванию страхователей. В целом хотелось бы, чтобы разъяснения со стороны страхнадзора относительно смены названий - если такие последуют - базировались на основном принципе - не навредить, то есть не напугать страхователей и не потерять лицо компании, ее бренд.
Довольно распространенное мнение о том, что требование о переименовании приведет к уходу с рынка большого числа страховщиков, думаю, лишено оснований. Скорее всего, компании, которые практически не ведут бизнес, сочтут, что овчинка не стоит выделки, и просто закроются. Но таких будет не более пятидесяти - если новое требование закона будет трактоваться именно так, как я предположил выше.
Если говорить о целесообразности введения нормы о смене названий, то с точки зрения государства и потребителей, она, скорее всего, целесообразна. Такое требование направлено на вывод с рынка компаний-двойников. Однако для страховых компаний - это лишние затраты, потеря части рынка и т.д. По-моему, надо было раньше следить за названиями. Почему никто не думал об этом, выдавая лицензию очередной "Гарантии"? А сейчас за упущения чиновников будут расплачиваться страховщики.