Как страховать жилье?
Решетняк Юрий Николаевич
Председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по международным делам, председатель комитета Российского Союза Автостраховщиков (РСА) по анализу аварийности, генеральный директор СОАО «Национальная Страховая Группа»
|
Идея обязательного страхования жилья последнее время перестала широко обсуждаться из-за противоречия замысла Госстроя действующему федеральному законодательству. Станет ли выходом из этой ситуации разработка законодательной базы для внедрения механизма страхования ответственности пользователей помещений?
В целом я всегда положительно относился к расширению зон страхования и увеличению числа объектов, находящихся под страховой защитой. Вместе с тем, с моей точки зрения, законопроект Госстроя об обязательном страховании жилья имеет два важных недостатка - несоответствие Гражданскому кодексу и неясный механизм принуждения и контроля при обязательном страховании.
Идея страхования ответственности владельцев помещений достаточно интересна, но требует глубокой проработки. Прописать объем ответственности и случаи, в которых она возникает, будет сложно.
Актуальность внедрения механизма страхования жилья в том или ином виде у меня не вызывает сомнений. При всевозможных стихийных бедствиях мы сталкиваемся с ситуациями, когда приватизированная недвижимость абсолютно незащищена. И государству часто приходится выполнять необязательные для него функции по переселению граждан, предоставлению жилья. Компенсационная обязанность, естественно, должно лежать на страховых компаниях. Это будет постоянно действующая система, независимая от состояния федерального бюджета.
Если обратиться к мировому опыту, то во многих странах механизм страхования жилья - обязательного или полуобязательного - присутствует, но не на федеральном, а на региональном уровне. В зависимости от региона и степени подверженности тому или иному риску вводится страхование от наводнения или, допустим, от землетрясения. С учетом географических особенностей нашей страны, возможно, также уместно в качестве пробных проектов вводить эти механизмы на региональном уровне.
Как показывает опыт "автогражданки", внедрение подобных видов обязательного страхования надо сопровождать большой, продуманной и широкомасштабной разъяснительной работой. Люди всегда должны понимать, какую услугу они покупают, за что платят деньги. Если же создавать информационный вакуум, то у граждан будет складываться ощущение, что это очередной побор, а не услуга.