Какие еще сюрпризы в сфере перестрахования - помимо уже всем известных - может преподнести участникам рынка новая редакция закона об организации страхового дела?
Следует обратить внимание на статью 25 закона - "Условия обеспечения финансовой устойчивости страховщика". В ней появилось новая норма, устанавливающая, что страховщики наряду с иными условиями обеспечения финансовой устойчивости обязаны соблюдать "квоты на перестрахование", установленные органом страхового надзора.
Однако определения того, что это такое, закон не содержит. При любом толковании "квота" означает долю в ином, более общем, показателе. Таким образом, остается открытым вопрос, следует ли страховщикам и их партнерам по перестрахованию ожидать со стороны страхового надзора введения каких-либо новых ограничений на передачу премии в перестрахование - в пользу как российских перестраховщиков (страховщиков), так и зарубежных.
"Квотами на перестрахование" можно считать, в частности, те ограничения, которые уже предусмотрены действующим законодательством в отношении размещения средств страховых резервов. Нормативными актами надзора установлено, что совокупная доля перестраховщиков не должна превышать 60% от размера технических резервов убытков, а также что доля каждого отдельно взятого перестраховщика не должна быть больше 15% от величины этих резервов. При этом доля перестраховщиков-нерезидентов РФ не может выходить за пределы 30 процентов. Кроме того, долю перестраховщика-нерезидента, не имеющего представительства в России, можно принимать в покрытие резервов только в случае, если этот перестраховщик располагает определенным рейтингом одного из ведущих международных рейтинговых агентств (и "предельные" рейтинги, и агентства перечислены в соответствующем приказе Минфина).
В то же время не исключено и какое-либо иное толкование понятия "квоты на перестрахование" - в частности, можно подразумевать под этим необходимость введения каких-либо дополнительных квот. Например - по аналогии с 25-процентной квотой на участие иностранного капитала в совокупном уставном капитале российских страховщиков - речь может пойти о предельной доле премии, передаваемой в перестрахование за рубеж, в общем объеме российской премии, передаваемой в перестрахование. Однако реализация подобной квоты на практике представляется чрезвычайно сложной. Прежде всего, понятно, что ни один страховщик, заключающий договор исходящего перестрахования с зарубежной компанией, и представить себе не может, какова суммарная премия, реально заплаченная за перестрахование всеми российскими страховщиками на данный момент. Единственная инстанция, которая может владеть такой информацией, - это орган страхового надзора. Но до сих пор ни в одной публикации о страховом рынке не появилось данных о реальной сумме перестраховочной премии, уплаченной российскими компаниями за рубеж. Есть только оценки экспертов, различающиеся между собой на порядок, - от 50 млн до 500 млн долл. Ясно, что при таком расхождении эти оценки не могут применяться в качестве ориентира для установления каких-либо квот.
Вместе с тем введение квот на перестрахование в иностранных компаниях или законодательное ограничение доли иностранного перестрахования в общей сумме уплаченной перестраховочной премии противоречит соглашению между ЕС и РФ от 1994 года. В нем стороны обязались не ухудшать условия доступа иностранных перестраховщиков на свои национальные страховые рынки.
Кроме того, любые квоты традиционно считаются одним из элементов регулирования присутствия иностранных компаний на определенных секторах рынка и являются важным инструментом в системе Всемирной торговой организации. Появление неоправданных ограничений может не только существенно осложнить переговоры о присоединении России к ВТО, но и создать серьезные практические трудности для размещения страховых рисков в зарубежное перестрахование.
Вероятнее всего, Департамент страхового надзора Минфина РФ предложит какой-либо иной вариант толкования понятия "квоты на перестрахования". В любом случае сейчас в отношении этого нового элемента регулирования финансовой устойчивости страховщика сохраняется неопределенность, которую участникам рынка следует иметь в виду.