Появление в России обязательного страхования автогражданской ответственности потребовало определенной самоорганизации не только страховщиков, но и технических экспертов. Что делается в этом направлении сегодня?
Постановлением правительства №238 "Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств" ответственность за организацию независимой технической экспертизы в рамках закона об обязательной "автогражданке" возложена на три министерства - Минтранс, Минюст и МВД. В августе прошлого года эти министерства издали совместный приказ, один из пунктов которого предусматривал создание российской саморегулируемой некоммерческой организации, объединяющей транспортных экспертов и их профессиональные объединения, союзы и ассоциации. Такая организация была создана в конце 2003 г. в форме некоммерческого партнерства под названием "Объединение транспортных экспертов" ("ОТЭК"). 10 декабря 2003 г. "ОТЭК" зарегистрировали.
Сейчас в "ОТЭК" идет активный прием новых членов. Постоянно действующий коллегиальный орган управления - президиум - практически сформирован. Из предусмотренных уставом 11 членов президиума, 9 уже работают в нем. Следует отметить, что наибольший интерес "ОТЭК" вызывает у экспертов из регионов. В Москве, где уже долгое время работают другие профессиональные объединения экспертов, к вопросу о вступлении в новую организацию пока подходят с осторожностью.
В качестве саморегулируемой организации мы уже сейчас участвуем в разработке нормативной базы для организации технической экспертизы при ОСАГО. Работа идет по всем направлениям - в частности, предстоит создать единую методическую базу, исследовать возможности применения существующего на рынке программного обеспечения, разработать систему обучения и повышения квалификации. Готовится положение по аттестации экспертов-техников, которое, как мы надеемся, в ближайшее время будет утверждено тремя министерствами. Естественно, наше участие в разработке этих документов сейчас возможно только в форме экспертной оценки и подачи предложений. Многие из этих документов уже были разработаны до того, как начало действовать партнерство, и мы сейчас практически осуществляем только их внедрение в деятельность экспертов-техников.
Особое значение мы придаем сотрудничеству с Российским союзом автостраховщиков. Почти готово к подписанию соглашение между "ОТЭК" и РСА, которое позволит экспертному сообществу и независимым экспертам говорить на одном языке и эффективно взаимодействовать со страховщиками.
Хотя закон об "автогражданке" действует не так долго, вопросов уже накопилось великое множество. Одна из главных проблем - отсутствие легитимных экспертов, которые могут привлекаться в соответствии с законом к проведению независимой технической экспертизы. Согласно имеющейся законодательной базе, такое право дается специалистам после их внесения в специальный государственный реестр. Но сегодня реестр Минюста пуст - в нем нет ни одного эксперта-техника. Из-за этого, некоторые страховые организации на формальном основании могут отказаться признавать заключение независимого эксперта.
Впрочем, заполнение реестра может начаться, когда три министерства подпишут положение об аттестации независимых экспертов. Мы надеемся, что оно будет принято в ближайшие недели. Аттестация, по всей видимости, будет проводиться в два этапа. На первом этапе, до 1 июля 2004 г., будет действовать упрощенный порядок, при котором в реестр будут внесены уже обладающие достаточным опытом и квалификацией специалисты. С 1 июля, вероятно, уже будет работать межведомственная Федеральная аттестационная комиссия, координировать деятельность которой будет Минтранс.