С 1 июля 2003 г. у страховщиков России появился новый рынок - обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Могут ли перестраховываться эти риски и нужно ли это страховщикам?
Мы уже располагаем сведениями, необходимыми для первоначального анализа развития процессов на рынке ОСАГО. Есть результаты полугодовой работы 15 ведущих компаний (данные РСА) и аналогичная по 20 лидерам рынка ("Интерфакс").
Сопоставление интегральных показателей этих статистических данных показывает, что они отличаются незначительно:
- суммарная начисленная премия равна примерно 19.3 млрд руб для первых 15 компаний и почти 19.6 млрд руб - для первых 20;
- количество заключенных договоров - соответственно 10.3 млн и 10.4 млн;
- средняя премия по договору в обоих случаях оказалась приближающейся к установленной базовой премии - 1879 руб. и 1877 руб.
Это позволяет сделать вывод о крайне высокой концентрации бизнеса. Несмотря на присутствие на рынке ОСАГО почти 170 страховщиков, погоду на нем делают в лучшем случае 50. Следовательно, для остальных компаний на этом рынке велик риск банкротств.
Стоит обратить внимание на то, что средний страховой взнос оказался соответствующим тарифному ожиданию. Это означает, что в случае изменения страховых тарифов налицо высокий риск негативных последствий для компаний. При этом следует учесть, что страхованием на описываемый момент охвачено не более 50% автотранспорта страны. Если существенного роста обращений за ОСАГО не произойдет, то с 1 июля 2004 г. можно ожидать, что примерно каждый четвертый потерпевший будет обращаться за выплатой в компенсационный фонд РСА.
Анализ средних выплат, проделанный на основании данных "Интерфакса", также свидетельствует о наличии факторов риска. Из 20 компаний только у двух средняя выплата ниже 20 тыс. руб.; у 13 она колеблется от 20 тыс. до 27 тыс. руб., а еще 5 компаний платят в среднем от 27 тыс. до 32 тыс. руб. по одному убытку. Поскольку показатели среднего убытка по последним пяти компаниям отличаются от среднего по рынку на 20-40%, эти страховщики могут оказаться первыми в "группе риска". По оценке Gen Re, средний размер убытка также соответствует тарифным ожиданиям, что опять же свидетельствует о значительном риске отрицательных последствий при снижении тарифов.
Опасность может грозить и с другой стороны. Данные за 2002 г. об аварийности на российских дорогах позволяли оценить частоту страховых случаев в 3%. Показатель ожидаемой убыточности по рынку в целом, соответствующий этой частоте, по нашим расчетам, близок к 37% (а для компаний в "группе риска" - к 90%). Однако в 2003 г., после введения закона об ОСАГО, стали регистрироваться и те аварии, которые раньше не попадали в статистику ГИБДД. В результате фактическая частота наступления убытков оказалась втрое выше. Это означает, что прогноз убыточности в 37% скорее всего не оправдается, и убыточность возрастет до 90%, а для компаний из "группы риска" - окажется еще выше.
Оценка финансового результата за 6 месяцев действия ОСАГО для первых 20 компаний также пока не дает повода для очень оптимистичного прогноза. Если попытаться гипотетически оценить размер сформированных резервов и необходимых отчислений, то получается следующая картина.
При начисленной премии в 19.574 млрд руб. и страховых выплатах в 7.3 млн руб. после формирования резервов незаработанной премии и резервов убытков у компаний остается 3.9045 млрд руб.
После уплаты комиссионных вознаграждений и отчислений в компенсационный фонд и РСА получается промежуточный результат в 1.3599 млрд руб. (или 6.9% от полученной премии).
Однако расходы на ведение дела в 15% от полученной премии, или 2.9361 млрд. руб., приводят к отрицательному конечному результату этой деятельности - минус 1.5762 млрд руб.
При этом, по нашим расчетам, кроме дополнительных затрат, связанных с развитием бизнеса ОСАГО, компании при росте премии на 19.6 млрд руб. обязаны в соответствии с нормативными требованиями к платежеспособности иметь капитализацию в размере 3.3138 млрд руб., или 109 млн долл.
В сложившейся ситуации у страховщиков, работающих на рынке ОСАГО, может появиться интерес к перестрахованию подобных рисков. Перестрахование, учет которого снижает маржу платежеспособности, позволит сократить расходы акционеров на капитализацию страховщиков ОСАГО. Крайне полезными могут оказаться для компаний технологии и опыт зарубежного перестраховщика в урегулировании убытков (особенно при причинении вреда жизни и здоровью), опыт постановки IT-учета и ведения баз данных, методы обработки и анализа, использование актуарных моделей. Кроме того, страховщик может компенсировать расходы на ведение дела и комиссионные, выплаченные агентам, за счет выплаты перестраховочной комиссии.
Для того чтобы соответствующее предложение страховой компании могло заинтересовать перестраховщика, к нему должна прилагаться необходимая информация - ожидаемая премия, статистика, отражающая структуру портфеля по факторам, учтенным в страховом тарифе (особенно - по географии и мощности транспортных средств), статистические данные по убыткам, их динамика. При этом перестраховщик должен быть уверен в финансовой устойчивости страховщика, который должен обладать достоверной информационной базой, позволяющей провести проверку бухгалтерской отчетности и анализ резервов убытков.
_____
*По материалам доклада К.Турбиной на Восьмой всероссийской конференции по перестрахованию, состоявшейся в Москве 25-26 марта.