Защита от терактов
Гульченко Александр Сергеевич
Генеральный директор перестраховочной компании «РОСНО-Центр», заместитель председателя наблюдательного совета РАТСП
|
Зампред комитета Госдумы по безопасности Валентин Бобырев подготовил поправку в закон «О борьбе с терроризмом». Согласно документу, вред, причиненный гражданам в результате терактов в ходе массовых коммерческих мероприятий, возмещается за счет выплат по договорам обязательного страхования. Как следует относиться к этой инициативе страховщикам?
В свете трагических событий последних лет в России и во всем мире появление этого документа закономерно. В целом попытку законодателя надо оценивать положительно. Несомненно, это нужная инициатива, и она не останется без внимания страховщиков и их клиентов. Но надо сказать, что представленный документ несколько сыроват. Отдельные его положения требуют гораздо более детальной проработки - с привлечением специалистов страховых компаний, научной общественности.
Например, обратимся к установленным в проекте лимитам ответственности: 1 млн руб. по ущербу, нанесенному личности одного пострадавшего, 50 тыс. руб. - по ущербу имуществу одного человека и 150 млн руб. - по общему ущербу от теракта. Даже если оставить в стороне расхожую формулировку о бесценности человеческой жизни, остается непонятным, почему возможные выплаты от терактов ограничены именно этими рамками? Обоснования этим лимитам мы пока не увидели. С другой стороны, согласно законопроекту, массовым считается мероприятие, участниками которого являются не менее 200 человек. В таком случае как сопоставимы общий лимит ответственности по одному теракту и максимальная выплата одному пострадавшему? Элементарный математический расчет показывает, что если на выплаты будут претендовать хотя бы 200 человек, каждый из них получит по 750 тыс. руб.
Может также возникнуть вопрос: располагаем ли мы сегодня необходимой статистикой для законодательного закрепления обязательного страхования риска терактов? Если обратиться к двухлетней практике Российской антитеррористического пула, то можно говорить о некоторой базе данных по классическому страхованию от терроризма имущества предприятий. Хотя наша статистика пока очень скромная (данные собираются менее 10 лет), некоторые общие тенденции уже намечаются.
Интересен и приведенный в законопроекте перечень мест массового скопления людей. Все мы помним, что значительная часть терактов в нашей стране произошла в жилых домах. В этой связи разработчикам проекта можно подумать о расширении территорий, которые подпадали бы под действие этого закона. Все это, наверное, можно описать в федеральном законе, который надо будет принять для реализации поправки к закону "О борьбе с терроризмом".
Еще один повод для размышления - введение в этом виде страхования франшизы. Предположим, расходы на возмещение ущерба в оговоренном объеме могут нести или организаторы массовых мероприятий или госбюджет. Во втором, случае, правда, придется вносить новые статьи в закон о федеральном бюджете.
Не надо забывать и о том, что участившиеся в последнее время теракты становятся объектом пристального внимания общественности. От того, насколько четко мы сегодня пропишем в законопроекте весь алгоритм действий страховщиков, страхователей и пострадавших, будет зависеть, в конечном итоге, и успех самого законопроекта, и судьба тех компаний, которые захотят участвовать в его реализации. Поэтому, отдавая должное безусловно нужной инициативе разработчиков документа, необходимо проанализировать и конкретизировать представленный законопроект.