Дефицит страховой статистики на российском рынке - не говоря уже о недостатке специалистов, способных ее проанализировать, - притча во языцех. Кто виноват и что делать?
Рецепт и прост, и сложен: менеджерам страховых компаний и страховому надзору надо сменить идеологию. Им пора научиться, во-первых, делиться информацией с общественностью и специалистами, а во-вторых, - грамотно использовать ее для выработки стратегии. Тогда надзор перестанет походить на близорукого страхового полицейского, а менеджеры - на заведующих финансовыми прачечными.
Отсутствие статистики - необходимого исходного сырья для анализа - не является следствием исключительно лени или нерадивости обозревателей страхования. Это - прямой результат деятельности всех более или менее значимых центров влияния на страховом рынке России.
Стараниями теперь уже бывшего главы департамента страхового надзора рыночная статистика и, тем более, финансовые результаты деятельности страховых компаний были наглухо закрыты от общественности. Внятные мотивы этого решения так и не были обнародованы. При этом последовательность, с которой информационный вакуум насаждался на рынке, оставляла желать более достойного применения. В результате единственным обладателем и интерпретатором информации о страховании оставался сам Константин Пылов. Последствия работы этого аналитика мы сейчас и расхлебываем.
Отсутствие статистики - далеко небезобидная вещь. Без статистических показателей любые рыночные аналитики, как независимые, так и работающие в компаниях, становятся слепыми. В результате компании не могут адекватно разрабатывать рыночные стратегии, маркетологи - выстраивать маркетинговую политику, рейтинговые агентства - выставлять оценки. А если такие стратегии и разрабатываются, политики выстраиваются, оценки выставляются, то - грош им цена.
Наиболее показательно в этом отношении - "продавливание" бывшим руководителем страхнадзора "Концепции развития страхового рынка...". Придумав красивый, но не имеющий никакого отношения к реальности лозунг "Обязательные виды страхования станут локомотивом развития добровольных", жонглируя одному ему известными цифрами, чиновник, которому поверило правительство, загнал рынок в болото. Сильно ли выросли показатели по добровольному автострахованию после введения обязательной "автогражданки"? - Да они упали, причем в разы! Обязательное страхование локомотивом проехало по добровольному, и оправляться от этого рынок будет годами. Вот простой пример вреда, причиненного искусственно созданным дефицитом статистики.
Попытки исправить ситуацию, подобные проекту по страховой статистике, реализуемому Всероссийским союзом страховщиков, к сожалению, большой пользы пока не принесли. Несмотря на существование специальной комиссии в ВСС (теперь - комитет), проект ведется силами нескольких энтузиастов в Москве и регионах. Разумеется, ни страховые компании, ни ВСС денег на его реализацию не выделяют. Да и зачем? Прямой сиюминутной выгоды статистика страховщикам не приносит, а думать дальше сегодняшнего дня у нас на рынке не привыкли. Без поддержки проект давно топчется на месте, собираемая статистика не ложится в основу аналитических публикаций, на основании которых принимались бы инвестиционные или маркетинговые решения. А статистика, которая не работает, - это мертвая статистика.
Российский союз автостраховщиков вообще славится своей информационной неповоротливостью. К детальному анализу результатов "автогражданки" он пока не приступал - хотя со времени вступления закона об ОСАГО в силу прошло уже 9 месяцев.
Нужно честно признать, что явным или неявным образом российские страховщики сейчас заинтересованы в том, чтобы аналитики, журналисты, а через них - и страхователи имели бы как можно меньше информации о страховых компаниях. Иначе как можно объяснить, что лишь незначительная часть страховщиков размещает на сайтах подробную статистическую и финансовую информацию? Даже предписанные законом минимальные требования по раскрытию информации страховыми компаниями выполняются так, что лишь усложняют работу специалистам. Что уж говорить о данных, раскрытие которых законом не предписано?!
Посмотрите, к чему все это приводит. Акционеры, не имея возможности сопоставить данные по своей компании с результатами работы конкурентов, лишены полного понимания того, насколько эффективно управляется их бизнес. Об инвестиционной привлекательности российского страхования не может идти и речи - ведь аналитики, работающие на страховом рынке годами, не могут сделать прогноза показателей деятельности на ближайший квартал даже по компаниям-лидерам. А ведь инвестору нужны четкие и конкретные прогнозы, а не широковещательные заявления.
В заключение повторю: и рынку, и надзору пора сменить идеологию. И очень хочется, чтобы это произошло вслед за недавней сменой руководителя надзорного органа - ключевой фигуры страхового рынка.