Время аналитики
Айнетдинов Марат Раисович
Генеральный директор ОСАО «Россия», председатель комитета по связям с общественностью Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
|
Популяризация страхования в России, о необходимости которой так много говорят российские страховщики, обычно сталкивается с информационной закрытостью страховых компаний или страхового надзора. Есть ли пути решения этой проблемы и какие?
Отсутствие доступной аналитики - действительно, острая проблема. Конечно, есть статистика страхнадзора, оценки рейтинговых агентств и прессы, исследования крупных инвесткомпаний. Но целостную картину реального состояния дел в отрасли получить все равно не удается.
Между тем, в последние годы отечественный страховой рынок демонстрирует завидные темпы роста, а с июля 2003 г. страхование в виде обязательной "автогражданки" пришло почти в каждый российский дом. Страхование уже стало публичной услугой, а страховщики - организациями, от которых зависит материальное положение, а иногда и судьбы множества людей. И в этой связи вопрос о снабжении потребителей страховых услуг подробной и качественной информацией о конкретных страховщиках и о рынке в целом, становится особенно актуальным.
Понятно, что решению подобных задач по мере сил и возможностей должен содействовать, прежде всего, Всероссийский союз страховщиков (ВСС) - как профессиональное объединение участников страхового рынка. И он не остается в стороне от этой работы - например, в течение нескольких лет ВСС ведет работу по сбору страховой статистики и уже второй год подряд публикует годовые отчеты, в которых представлены сведения и о рынке в целом, и об отдельных его сегментах.
Но страхование – сложный и многогранный финансовый институт. При его оценке необходимо учитывать множество разных факторов, начиная со сложных актуарных расчетов и заканчивая тонкостями конкурентной борьбы. Недавно под эгидой комитета ВСС по связям с общественностью было проведено исследование "Страховой рынок России: отчетные и реальные показатели". Цель этого исследования как раз и заключалась в том, чтобы выявить факторы, определяющие уровень реальной конкуренции на отечественном страховом рынке.
Разумеется, это исследование - не истина в последней инстанции. Понятно, что любая оценка, данная российскому страхованию на нынешнем этапе его развития, будет лишь субъективным мнением, с которым согласятся не все профучастники рынка, - и это вполне нормально. Главное, на мой взгляд, – не останавливаться на достигнутом, продолжать популяризацию страхования среди компаний и граждан - в том числе, с помощью большего количества исследовательских, аналитических проектов. Со своей стороны комитет ВСС по связям с общественностью будет и впредь стараться поддерживать это направление своей работы.