«Автогражданке» – год
Иванов Игорь Евгеньевич
Заместитель генерального директора ОСАО «РЕСО-Гарантия» по маркетингу, рекламе и PR, заместитель председателя комитета по связям с общественностью РСА, председатель комитета по связям с общественностью НССО
|
Сегодня исполнился год со дня вступления в силу закона об обязательной «автогражданке». Как оценивают страховщики первые итоги работы по этому виду страхования?
Страховщики отработали этот год на "четыре с плюсом". Оценка довольно высокая потому, что нам удалось в очень сжатые сроки запустить в таком огромном государстве, как Россия, столь масштабный механизм. Несмотря на то, что Правительство утвердило тарифы только в мае прошлого года, 1 июля на всей территории страны было все необходимое для заключения договоров - полисы, извещения о ДТП, стикеры и проч.
Кроме того, в очень сжатые сроки была решена проблема независимой экспертизы поврежденного транспорта. Хотя организация этой работы не является прямой задачей страховщиков, тем не менее, нам пришлось непосредственно помогать становлению этого института. За год рынок независимых экспертов более-менее сформировался. Но, к сожалению, проблема адекватной оценки экспертизой до сих пор остается довольно острой.
Конечно, необходимо подчеркнуть и то, что закон об ОСАГО был реализован вопреки колоссальному давлению со стороны депутатского популистского корпуса и тем страстям, которые разжигались в прессе осенью прошлого года.
Теперь что касается самого закона. При его реализации страховщики столкнулись с проблемами, которые были очевидны с самого начала. Тогда мы вынуждены были их игнорировать, потому что лучше закон несовершенный, чем никакого закона.
По сей день больной темой остается отсутствие скидок и льгот для пенсионеров, ветеранов и других социально-незащищенных слоев населения. Еще одна проблема, вызывающая едва ли не наибольшее количество нареканий со стороны водителей, - необходимость оформления аварий с участием сотрудников ГАИ даже при незначительном ущербе. За год этот вопрос вполне можно было решить, это недоработка и страховщиков, и ГАИ, и законодателей.
И самый большой недостаток – маленькие лимиты ответственности. Теперь мы уже на практике убедились, что покрытие по "автогражданке" для нашей страны невелико и в дальнейшем надо идти по пути увеличения страховых сумм.
Пытаясь заглянуть в будущее, предположу, что рынок обязательной "автогражданки" в России окончательно сформируется лет через пять. На нем будет работать гораздо меньше страховщиков – возможно, их число снизится даже на порядок. В ОСАГО будет гораздо большее покрытие, а ущерб имуществу будет оцениваться без учета износа запчастей. Вполне возможно, заработает система Европейского протокола, и участники мелких аварии будут решать все проблемы путем обмена схемами ДТП. Я думаю также, что на этом рынке пострадавшие будут обращаться за выплатами к своему страховщику, а не в компанию, застраховавшую ответственность виновника аварии. Кроме того, надеюсь, к тому времени будет действовать значительно более простая процедура оформления ДТП и урегулирования страховых случаев. Осуществить эти планы за пять лет вполне реально, если, конечно, страховой рынок не станет жертвой очередных выборов.