Введение обязательной «автогражданки» серьезно обострило проблему страхового мошенничества. Об этом сейчас довольно много говорят – но что конкретно могут сделать страховщики самостоятельно, здесь и сейчас?
Учитывая обилие и многообразие схем, применяемых мошенниками для обмана страховщиков, крайне необходимы разработка новых технологий и методик выявления и предотвращения случаев страхового мошенничества, а также их реализация с использованием компьютерной техники. Более того, применение этих технологий становится едва ли не обязательным условием сохранения присутствия страховщика на рынке.
Одно из весьма эффективных направлений противодействия страховому мошенничеству - автоматизация экспертизы страховых событий. Она позволяет унифицировать последовательность и логику действий экспертов при проверке обстоятельств ДТП, почти полностью исключить "человеческий" фактор, увеличить раскрываемость случаев страхового мошенничества. Кроме того, благодаря автоматизации можно обобщать, классифицировать и систематизировать нарушения, адаптировать методики и алгоритмы экспертизы с учетом выявленных фактов мошенничества.
В ближайшее время страховщики столкнутся с развитием еще одного направления мошенничества – фальсификацией страховых случаев, связанных с причинением вреда жизни и здоровью граждан при ДТП. Нередко в мошенничестве бывают замешаны сотрудники медучреждений, пытающихся получить со страховщиков лишние деньги. Для этого используются завышение в отчетности длительности пребывания потерпевшего в стационаре, несоблюдение стандартов лечения, непрофильная госпитализация, повторное выставление счетов, применение завышенных тарифов.
Экономическая экспертиза медицинских счетов, контроль объемов и качества медицинских услуг должны проводиться по отраслевым и региональным справочникам, в которых приведены стандарты лечения, тарифы на медуслуги, лекарства и изделия медицинского назначения. Квалифицированная медико-экономическая экспертиза в ОСАГО без использования специализированного программного обеспечения весьма затруднительна, если вообще возможна.
Стандартизация и регистрация всей информации по договорам страхования, заявленным страховым случаям, работа с внешними базами данных, автоматизация процессов и методик экспертизы страховых событий и выявления признаков мошенничества позволят страховщикам увеличить раскрываемость случаев страхового мошенничества и оптимизировать страховые выплаты. Даже если на этом фронте у компании дела обстоят благополучно, ведущим специалистам службы урегулирования убытков все равно необходимо периодически обобщать все выявленные и предотвращенные случаи страхового мошенничества, детально анализировать их, формализовать действия экспертов при выявлении мошенничества и пополнять алгоритмы экспертизы страховых случаев. Это послужит надежной гарантией того, что мошенники никогда не смогут получить значительную временную фору – какие бы новые схемы обмана они не изобретали.