Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Саморегулирование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды
Нужна ли СРО страховщикам?
Коваль Александр Павлович
Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
страхование сегодняСкоро в России может появиться новый институт гражданского общества - саморегулируемые организации (СРО). Недавно законопроект о СРО внесла в Думу группа депутатов. СРО объединят участников тех или иных рынков по профессиональному признаку. Они будут вырабатывать профстандарты и следить за их соблюдением. С одной стороны СРО должны взять на себя часть функций госнадзора в интересах клиентов, с другой – отстаивать интересы своих членов перед властью. Нужна ли СРО страховщикам и зачем?

На развитых рынках неизменно присутствуют два вида регулирования: государственное и саморегулирование. На страховом рынке России мы, к сожалению, видим лишь госрегулирование.

Между тем, потребность этого рынка в саморегулировании уже возникла, а предпосылки для его внедрения проявились. Возьмем, к примеру, техническое оснащение надзорного органа, которое не поспевает за развитием страхового рынка. Но это, разумеется, не самое главное. Куда важнее доверие клиентов к страховщикам - то, в чем сейчас рынок крайне нуждается. Именно саморегулирование поможет завоевать его.

Некоторые элементы самоуправления уже сформировались. Об этом, в частности, свидетельствует заключение в 2002 г. между Минфином России и Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) соглашения о взаимодействии. Благодаря этому ВСС получил возможность участвовать в изучении и подготовке страховых нормативных актов, помогать страховщикам в решении вопросов лицензирования, эффективнее вести образовательную деятельность и способствовать информационной открытости страхового рынка.

С учетом того, что страхование - лицензируемый вид деятельности, саморегулирование на этом рынке не должно полностью заменять госрегулирование. Здесь можно говорить о передаче СРО лишь части функций надзорного органа, то есть о, так сказать, сорегулировании. Благодаря последнему можно будет возводить профессиональные барьеры для повышения качества обслуживания страхователей и очищения рынка от недобросовестных игроков.

Не вдаваясь в дискуссии о том, сколько СРО нужно страховщикам для саморегулирования, хотелось бы перечислить основные функции этих организаций. Прежде всего - это прямая защита интересов участников СРО в отношениях с государством. СРО должна проводить предварительную экспертизу проектов страховых нормативных актов, направлять в надзорный орган ходатайства, связанные с выдачей, приостановлением действия и отзывом страховых лицензий, обжаловать необоснованные, с ее точки зрения, решения органов власти.

Второй блок задач - обеспечение цивилизованного взаимодействия участников СРО между собой. Это разработка стандартов профессиональной деятельности, "входных" требований к профучастникам рынка - не членам СРО. Более того, СРО должна иметь возможность контролировать соблюдение этих правил и применять меры дисциплинарного воздействия, а также вырабатывать стандарты третейских разбирательств. К другим задачам этого блока можно отнести сбор и хранение информации о финансово-хозяйственной деятельности участников СРО, организацию профессионального обучения и аттестации сотрудников компаний-членов.

Третий блок задач, отсутствующий у нынешних страховых союзов, связан с улучшением имиджа страховой деятельности и взаимодействием с потребителями страховых услуг. При необходимости СРО должна подавать иски и жалобы в интересах страхователей, устраивать третейские разбирательства между ними и страховщиками.
Что мешает внедрению полноценного саморегулирования на российском страховом рынке? Прежде всего, отсутствие федерального закона о СРО. Конечно, можно было бы попытаться исправить положение отдельными нормативными актами, но это лишит саморегулирование прочной правовой основы.

Других препятствий для саморегулирования нет. Регулятор страхового рынка согласен поделиться частью своих функций. Страховое сообщество в лице ВСС видит пути преобразования в СРО. Будем надеяться, что проблема саморегулирования разрешится в ближайшее время - например, на осенней сессии Госдумы.


3 июля 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Саморегулирование, Ассоциации, союзы, пулы, фонды
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 10.00 (голосовало: 1 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: