Как специалисты оценивают перспективы долгосрочного страхования жизни в России ?
Сегодня на российском рынке страхования жизни сложилась уникальная ситуация. За исключением России и части стран бывшего СССР в мире нет ни одной страны, в который был бы относительно развитый рынок страхования «не жизни» и столь неразвитый рынок страхования жизни. Рынки, похожие на наш по макроэкономическим показателям (объем ВВП на душу населения и т.п.), имеют на порядки больший охват населения страхованием жизни.
Ключевыми причинами неразвитости этого рынка в России, на наш взгляд, являются следующие. Прежде всего, в советское время на протяжении 70 лет страхование жизни было зачастую вмененным, при этом все продукты сводились фактически к одному – страхование на дожитие с единовременной выплатой. Затем доверие населения к долгосрочным сбережениям вообще и к страхованию, в частности, было подорвано крахом Госстраха, потерей сбережений в банках (начало 90-х), МММ и другими подобными ему пирамидами, и в конце концов, дефолтом 1998 г. Историю, к сожалению, не изменишь, но есть и факторы, которые можно изменить. Отсутствие у населения понимания сущности страхования жизни и его продуктов, безусловно, относится к их числу: западные коллеги тратят на популяризацию этого вида страховой защиты немалые средства. Серьезным тормозом остается также отсутствие налоговых стимулов к развитию накопительного страхования жизни.
В период 1998-2004 гг. рынок страхования жизни составляли преимущественно «схемы». Страхование от несчастных случаев хотя и развивалось достаточно заметными темпами, однако значительную его часть составляло вмененное страхование: страхование пассажиров, экскурсантов, корпоративное и кэптивное страхование сотрудников, страхование лиц опасных профессий, которых работодатель обязан страховать по закону и т.п., кроме того, в нем также присутствовали схемные элементы. Рынок реального классического страхования жизни составлял около 3-4 % от отражаемых в отчетности сборов по этому виду. Аналитики Ингосстраха оценивают объем рынка страхования жизни в 2004 году в 99 млн.долл. (для сравнения, Watson Wyatt оценивал его в 140 млн. долл., Fitch – в 150 млн. долл., ОФГ – в 170 млн.долл.).
В то же время, при существующем уровне экономического развития России, рынок страхования жизни должен был бы находиться на уровне 6 млрд. долларов (в 60 раз больше фактического значения в 99 млн.), а премии на душу населения – 150 долл. (сейчас – 0,7 долл.).
Ингосстрах в 2005 году провел маркетинговое исследование по накопительному страхованию жизни. Его результаты позволяют выявить ключевые предпочтения клиентов по долгосрочному страхованию жизни в России. Так в частности, основные мотивы приобретения полисов страхования жизни распределились по степени их актуальности следующим образом:
-
Рождение ребенка
-
Гибель близкого или знакомого человека
-
Ребенок идет в школу
-
Выход на пенсию родителей
-
Обнаружение серьезного заболевания у себя или близких
-
Свадьба
-
Травма, повлекшая длительную потерю трудоспособности
-
Получение травмы ребенком
-
Создание собственного бизнеса
-
Расторжение брака
В числе основных факторов, оказывающих влияние на приобретение полисов, респонденты чаще всего называли компетентность представителя страховой компании, потребность в гарантированном доходе на накопления и наличие надежной перестраховочной защиты. Далее шли такие факторы, как качество обслуживания, стоимость полиса (причем, средняя по всем опрошенным допустимая сумма взносов по накопительному страхованию составила 696 долларов в год, а 11 % респондентов готовы ежегодно вносить более 1000 долларов) и ряд других конкретных условий страхования. В качестве наиболее востребованных продуктов в сфере страхования жизни респонденты назвали: страхование от несчастных случаев (62 %), страхование к событию (62 %), пенсионное страхование (54 %), страхование на случай смерти (43 %). Большая часть клиентов готовы покупать полис в офисе страховой компании (71 %), менее половины (42 %) рассматривают возможность покупки через агента у себя дома, у себя на работе агента видеть готовы 24 % опрошенных, только 9 % респондентов готовы купить полис в отделении банка и 7 % - у страхового брокера.
На наш взгляд, для активного роста рынка страхования жизни в России необходимы следующие условия:
-
Рост доходов населения.
В условиях благоприятной экономической конъюнктуры уровень благосостояния населения заметно вырастет в ближайшие несколько лет. При этом существенно (в 3 раза) возрастет доля населения с доходом выше 1000 долларов на члена семьи в месяц. Наиболее быстрые темпы роста доходов будут наблюдаться в регионах, однако доля 3 ведущих регионов по-прежнему будет высокой. Все это дает основания прогнозировать рост спроса на накопительные продукты.
-
Наличие благоприятного режима налогообложения.
При условии введения налоговых льгот рынок мог бы увеличиваться на 50-150 млн. долл. в год дополнительно, в основном из-за значительного роста премии по страхованию жизни в корпоративном сегменте, за счет включения долгосрочного страхования в социальный пакет сотрудников. К сожалению, пока подобные льготы в России не планируется, и вообще возможное влияние налоговых инициатив на рынок страхования жизни недооценивается.
-
Развитие диверсифицированной модели продаж страховыми компаниями.
Для успеха продукты по страхованию жизни должны продвигаться через ряд простых каналов продаж (агенты, брокеры, банки и др.), что позволит набрать компаниям клиентскую базу и увеличить объем премии.
Таким образом, можно сделать вывод, что в России сегодня существует рынок долгосрочного страхования жизни с большими возможностями, которые в полной мере не реализованы. От действий страховщиков зависит, будет ли имеющийся высокий рыночный потенциал трансформирован в реальный рост рынка. Безусловно, многое определяется макроэкономическими процессами и налогообложением. Однако ключевой фактор роста рынка – это все же скорость формирования эффективных каналов дистрибуции новыми игроками рынка, как западными, так и российскими.