Использование информационных технологий оказывает очень сильное влияние на реализацию четырех основных управленческих функций: облегчается планирование деятельности предприятия, усиливается мотивация персонала, повышается эффективность делегирования полномочий, оптимизируется организация бизнес-процессов. Что же получает страховая компания, внедряя комплексную IT-систему, реализующую процессный подход к управлению?
Страховой бизнес – один из наиболее информационнозависимых. Сегодня наибольшее распространение здесь получает процессный подход к управлению, представляющий всю деятельность организации как совокупность бизнес-процессов. Для страховых компаний важно сделать базовые принципы этого подхода основой для своего функционирования. Если решать эту задачу одновременно с внедрением единой информационной системы, то можно избежать многих непредвиденных ситуаций. При этом необходимо, чтобы информационная система изначально была построена для автоматизации страховой деятельности и содержала алгоритмы всех ее ключевых бизнес-процессов.
Планирование деятельности страховой компании осуществляется, в значительной степени, на основе прогнозов размера страховых резервов. Компания может применять разные методы планирования: балансовый, нормативный, программно-целевой, экономико-математическое моделирование и другие, но в любом случае все методы опираются на вероятностную оценку будущего состояния, основанную на статистических данных прошлого и настоящего периодов. Соответственно, для эффективного планирования нужна математическая обработка огромного массива данных, необходимых при формировании страховых резервов. Сделать это точно и оперативно возможно только при использовании единой информационной системы.
Применение процессного подхода к управлению компанией, совместно с внедрением единой корпоративной IT-системы, является одним из факторов, способствующих усилению мотивации персонала. Оперативный доступ к необходимой информации, существенная экономия времени на регистрацию и обработку данных открывают широкие возможности для аналитической работы менеджеров на всех уровнях управления. Помимо этого, в такой системе работа каждого сотрудника является важной составляющей единого механизма, не абстрагированной от достижения общих стратегических целей компании. Этот факт, безусловно, повышает значимость персонала и его заинтересованность в конечном результате.
Страховщик значительно упрощает организацию своих бизнес-процессов и делегирование полномочий, если в качестве основной учетно-аналитической системы в своей компании выбирает специально созданный для страхового бизнеса программный продукт. Таким образом, его учетно-аналитическая система изначально строится на основании передовой практики реализации бизнес-процессов в данной отрасли. Это IT-решение предполагает разделение бизнес-процессов на последовательные и законченные операции, ответственность за выполнение которых можно четко распределить и разграничить между различными специалистами. При этом за ключевыми менеджерами сохраняется функция оперативного контроля качества и эффективности выполнения обязанностей ответственными специалистами. Благодаря работе информационной системы, функция контроля значительно упрощается.
Наконец, одним из самых важных преимуществ корпоративной информационной IT-системы в управлении компанией является возможность получения всесторонних и достоверных данных о развития бизнеса.
В настоящее время, когда конкуренция на рынке страховых услуг крайне высока и от верных и своевременных управленческих решений напрямую зависит успех компании, получение оперативной и объективной информации о развитии бизнеса дает дополнительное конкурентное преимущество. Сегодня, зачастую, топ-менеджеры принимают важные для бизнеса решения, руководствуясь отчетами, которые представлены на бумагоносителях, не имея возможности, убедится в достоверности полученных данных. Это неоправданный риск, последствия которого могут иметь негативное влияние на всю дальнейшую деятельность компании. Кроме того, требования к российским страховщикам со стороны регулирующих органов все более ужесточаются, в связи с этим повышается необходимость объективной оценки деятельности каждой компании, ее платежеспособности. При таком положении вещей успех страховщика напрямую зависит от оперативности, точности производимых операций и достоверности оценок деятельности, поскольку эти факторы определяют стратегию развития.
Таким образом, единая информационная система является неотъемлемой частью реализации процессного подхода к управлению компанией. Переоценить ее важность для улучшения планирования деятельности, организации бизнес-процессов и мотивации персонала невозможно. Разумеется, компания может успешно работать и развиваться, и, не внедряя процессный подход, однако по мере укрупнения бизнеса необходимость его использования становится все очевиднее. Именно поэтому четкую организацию бизнес-процессов в совокупности с внедрением информационной системы управления необходимо рассматривать как одну из самых актуальных задач, стоящих на сегодня перед управленческим персоналом страховой компании.