Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Новые страховые поля, Тенденции, Тарифы, Страхование имущества, Страхование недвижимости
Тарифы не будут расти
Галушин Николай Владимирович
Заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах»
страхование сегодняКаковы основные тенденции развития страхования крупных корпоративных клиентов в России?

Российский рынок корпоративного имущественного страхования еще очень молодой, какие-то 10 лет назад было трудно себе представить, что промышленные предприятия в России вообще будут страховаться. В то же время, анализируя его, мы должны помнить, что в целом Россия занимает пока 0,5 % глобального страхового рынка, а доля по страхованию предприятий еще меньше. Наши крупные риски, убытки, рыночные тенденции практически не оказывают никакого влияния на мировой рынок.

Тем не менее, сегодня рынок есть, и объем сборов на нем неуклонно растет. Мы видим, как сейчас меняется мотивация корпоративных клиентов. Если раньше их центральным интересом были лайф-схемы, то сейчас внимание переместилось в область страхования нон-лайф, с тяготением к реальной, не схемной составляющей. И не думаю, что может случиться радикальный перелом тенденций рынка, в результате которого завтра институциональные клиенты перестали бы страховаться или затребовали бы только схемы. Корпоративное имущественное страхование – перспективный и устойчивый сектор.

На фоне общей тенденции к росту рынка, идет серьезная дифференциация: по степени активности интереса страхователей и по уровню охвата страхового поля в разных отраслях промышленности и регионах. В некоторых отраслях уровень охвата страхованием составляет практически 100 % - например, в алюминиевой отрасли. Есть зависимость и от размера предприятий-клиентов: чем они меньше, тем реже страхуются, тем слабее у них мотивационная составляющая к заключению договоров страхования. Самые низкие показатели в России – по малому и среднему бизнесу, это самая нелояльная (не считая физический лиц) прослойка клиентов.

Все больше страховщиков готовы посоревноваться за право работать с крупным бизнесом, растет присутствие иностранных страховых компаний. Однако у значительной части отечественных компаний в области конкурентной борьбы до сих пор действует неистребимое правило российского страхового рынка: покажите мне цену конкурента, и мы сделаем вам лучшее предложение. На таких условиях конкурировать невозможно.

Поэтому и такая проблема, как ценовая конкуренция, в том числе вопрос наличия или отсутствия демпинга, на российском рынке приобретает весьма специфичные формы. Это связано с двумя факторами: с незначительным уровнем охвата страхового поля и значительно более низким, чем на Западе, уровнем выплат. Для западных компаний уровень выплат по корпоративному имущественному страхованию 70-80 % считается очень хорошим результатом. А у российских страховщиков, если посмотреть сведения по Форме 1-с за 2005 год, совсем иная картина. Совокупный уровень выплат (включая ОСАГО и прочие виды), по основной группе игроков не превышает 40-50 %. А по страхованию имущества у большинства компаний он колеблется в пределах 20-30 %. Это фактически означает, что тарифы по нему можно снизить в 3 раза. Да и тогда стоимость страхования будет составлять порядка 80 % от той, что есть на Западе.

Снижение ставок в 3 раза могло бы позволить охватить страхованием новых клиентов, которые не могли пользоваться страховыми услугами по предыдущим ставкам. Так что говорить о демпинге в этом секторе пока еще рано. Вместо решения о демпинге страховщик корпоративного имущества решает вопрос, чем обернется снижение цены, с точки зрения последующей возможности разместить на перестраховочном рынке взятый таким образом риск. Но понятно, что компания, которая на своем 10-м или 15-м году жизни делает это - играет в опасную игру, и здесь не приходится говорить о профессионализме в страховании. Когда цель - взять риск на страхование любой ценой, компания ищет, в первую очередь, возможность зарабатывания денег, и не анализирует возможные потери. Но к счастью, на рынке совсем не много таких компаний, которые идут заниматься страхованием крупного бизнеса, имея менталитет и ожидания «однодневок»: получить деньги, а завтра – будь что будет. Зато в области розничного страхования таких множество, достаточно вспомнить, сколько компаний исчезло с рынка автострахования.

В определении тарифа в первую очередь необходим здравый смысл. Теоретически можно страховать и за копейку, если согласовать со страхнадзором соответствующие изменения в систему тарифов, расширив рамки от нуля до бесконечности. Но на практике, серьезные страховщики ведут продуманную тарифную и андеррайтерскую политику. Например, у нас в компании, есть сложившаяся андеррайтерская позиция в отношении определенного рода имущества и определенных рисков, по которым обещания: «Застрахуйте нас, убытков не будет!» не влияют на наши решения. Есть некоторые сегменты, на которых мы принципиально не хотим работать, например, после событий с птичьим гриппом мы временно ввели жесткие ограничения на страхование птицефабрик. Это решение компании: нам проще не заработать какую-то часть денег, нежели обрекать себя на убытки, которые во много раз превышают сумму премии.

На макроуровне есть еще проблема износа основных средств предприятий (так называемая «Проблема-2010») и ее влияние на тарифы. Однако мы бы не согласились с теми экспертами, которые предрекают в связи с этим тотальный рост тарифов, и вот почему. Современное страхование промышленных предприятий тяготеет к очень большим франшизам. Договор страхования крупного предприятия с малой франшизой бессмысленен - это вообще не страхование. Влияние различных факторов, которые связаны с ростом износа, отсекаются нормальной франшизой. Кроме того, страховые случаи, по которым страховщики осуществляют выплаты, в основном, происходят не по причине износа. Наиболее частая причина убытков для офисных зданий – вода, для промышленных объектов – пожары, взрывы.

Да и сама проблема представляется несколько раздутой, примеров крупных техногенных катастроф по причине износа, я не знаю. Тот пример, на который часто ссылаются - с Чагинской подстанцией, в результате аварии на которой 25 мая 2005 года была обесточена половина Московского региона, не совсем корректен. Оборудование, которое там пострадало, выпуска 1968 года – это достаточно современное оборудование. Для сравнения, на ТЭЦ одного из заводов в Сибири стояла паровая турбина постройки немецких мастеров 1933 года выпуска, и работала она отлично, сколько своих жизненных циклов она успешно прошла уже сверх 100 % износа – абсолютно неизвестно.

Что же касается ценообразования в других сегментах, то по коммерческой недвижимости снижение цен в этом году прошло в более значительной степени, чем, к примеру, по нефтехимии и металлургии. Совокупное же снижение цен в целом за год можно оценить в 15-20 %, хотя, естественно, по различным категориям имущества и клиентов динамика разная.

Еще одна тенденция – увеличение уровня страхового покрытия, рост размеров страховых сумм, снижение масштабов неполного страхования. Крупные корпоративные клиенты все больше осознают, что страхование только тогда имеет смысл, когда оно производится на реальную стоимость восстановления объектов.

И наконец, в заключение следует отметить влияние мирового рынка, которое становится все более ощутимо. В целом цена имущественного страхования падает, и у нас и за рубежом. Предполагали, что события прошлого года (ураганы Рита и Катрина) повлекут за собой повышение стоимости перестраховочной защиты для российских объектов на международном рынке, но прогнозы не оправдались: цена все равно понизилась, эти убытки не дали существенного экономического эффекта и влияния на рынок. Но кроме того, влияние реализуется и в прямом бизнесе – через приход иностранных конкурентов. Для крупных российских клиентов значима возможность застраховаться в компаниях, международный рейтинг которых выше, чем суверенный рейтинг России. Тенденции мирового рынка и те технологии, с которыми западные компании приходят сюда, и которые российские страховщики черпают с мирового рынка, позволяют нам понимать специфику рисков по тем отраслям, по которым в России еще не набрано достаточной статистики. Кроме того, мы знаем, что все эти риски все равно частично попадут в перестрахование на западный рынок. И если есть понимание основ тарификации этих рисков за рубежом, то и западное ценообразование, и западный андеррайтинг, и все остальные западные тенденции окажут существенное влияние на российское ценообразование по страхованию крупного бизнеса. Следовательно, иностранцы в России на сегодня фактически уже незримо присутствуют на страховом рынке, причем почти исключительно в секторе корпоративного страхования.

В целом, понимая происходящий процесс конвергенции рынков, мы готовы признать, что влияние международных тенденций на российское страхование, будет только усиливаться. И в секторе корпоративного имущественного страхования это проявится в полной мере.


28 июля 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Новые страховые поля, Тенденции, Тарифы, Страхование имущества, Страхование недвижимости
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.16 (голосовало: 31 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: