Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Страховые стандарты
Нужда в стандартизации
Бесфамильная Лариса Витальевна
Заведующая кафедрой «Управление страховым делом и социальным страхованием» Государственного университета управления
страхование сегодняОдин из методов повышения качества и эффективности любого производства – комплексная стандартизация, охватывающая все стороны и этапы производственного процесса. Вопросы стандартизации страховых услуг в России до сих пор остаются слабо проработанными. Значит ли это, что страховой рынок не испытывает в них особой потребности?

Необходимость стандартизации в области страхования не должна вызывать сомнений – хотя бы в свете финансового кризиса 1998 г. Страховые услуги как никакие другие нуждаются в «прозрачности» и доверии со стороны потенциальных страхователей. Понятно, что большее доверие вызовет тот страховщик, который действует в полном соответствии с национальными и международными стандартами, применяет понятные и проверенные термины, риски и условия страхования, регламентированные стандартными правилами и технологиями.

Российское законодательство относит вопросы стандартизации в страховом деле к компетенции Национального органа РФ по стандартизации. При этом обязательная сертификация страховых услуг законом не предусмотрена. Именно поэтому реально необходимые страховщикам добровольные стандарты финансово-экономических взаимоотношений еще не разработаны.

Между тем, в комплексной стандартизации всего процесса оказания и сопровождения страховой услуги нуждаются, прежде всего, обязательное социальное страхование и все виды обязательного страхования (включая, например, обязательное страхование автогражданской ответственности, экологическое страхование, обязательное страхование ответственности при эксплуатации особо опасных объектов и т.п.). В видах страхования, которые практически невозможно полностью стандартизовать, уместно воспользоваться некоторыми элементами стандартизации, в частности:

- стандартной структурой правил страхования;
- стандартными понятиями и терминами;
- стандартной методикой оценки страхового риска;
- стандартами на методику и расчет страховых тарифов;
- стандартами по оценке потенциального и фактического вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, ущербу окружающей природной среды в результате страховых случаев;
- стандартными методами идентификации застрахованных объектов и др.

Первым этапом в разработке комплексной системы стандартизации в страховании должна стать активная подготовка типовых (стандартных) правил страхования. Их разработка и внедрение в практику страховых компаний только начинается – сейчас типовые правила охватывают только 13 видов страхования. Экономическая актуальность применения этих правил не должна вызывать сомнений. Достаточно сказать, что сроки лицензирования страховых компаний, которые пожелали применять их, сократились с 6-9 месяцев до 1.5-2 месяцев, что значительно уменьшило затраты на лицензирование и потери от упущенной выгоды.

Среди других направлений стандартизации важно отметить разработку адекватных стандартов для проведения конкурсов на право страхования, стандарты по сбору, обработке и анализу страховой статистики, внедрение стандартов управления качеством и сертификации страховых услуг на основе комплексной стандартизации.
В заключение хотела бы еще раз подчеркнуть, что комплексная стандартизация страховых услуг, ориентированная на потребителей, позволит значительно улучшить качество и эффективность страхования и надзора за ним. Это существенно повысит конкурентоспособность национального страхового продукта, доверие населения к страхованию и положительно отразится на развитии российского страхового рынка при вступлении России в ВТО.


8 июля 2003 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховые стандарты
В материале упоминаются:
Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 9.25 (голосовало: 4 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: