Нужда в стандартизации
Бесфамильная Лариса Витальевна
Заведующая кафедрой «Управление страховым делом и социальным страхованием» Государственного университета управления
|
Один из методов повышения качества и эффективности любого производства – комплексная стандартизация, охватывающая все стороны и этапы производственного процесса. Вопросы стандартизации страховых услуг в России до сих пор остаются слабо проработанными. Значит ли это, что страховой рынок не испытывает в них особой потребности?
Необходимость стандартизации в области страхования не должна вызывать сомнений – хотя бы в свете финансового кризиса 1998 г. Страховые услуги как никакие другие нуждаются в «прозрачности» и доверии со стороны потенциальных страхователей. Понятно, что большее доверие вызовет тот страховщик, который действует в полном соответствии с национальными и международными стандартами, применяет понятные и проверенные термины, риски и условия страхования, регламентированные стандартными правилами и технологиями.
Российское законодательство относит вопросы стандартизации в страховом деле к компетенции Национального органа РФ по стандартизации. При этом обязательная сертификация страховых услуг законом не предусмотрена. Именно поэтому реально необходимые страховщикам добровольные стандарты финансово-экономических взаимоотношений еще не разработаны.
Между тем, в комплексной стандартизации всего процесса оказания и сопровождения страховой услуги нуждаются, прежде всего, обязательное социальное страхование и все виды обязательного страхования (включая, например, обязательное страхование автогражданской ответственности, экологическое страхование, обязательное страхование ответственности при эксплуатации особо опасных объектов и т.п.). В видах страхования, которые практически невозможно полностью стандартизовать, уместно воспользоваться некоторыми элементами стандартизации, в частности:
- стандартной структурой правил страхования;
- стандартными понятиями и терминами;
- стандартной методикой оценки страхового риска;
- стандартами на методику и расчет страховых тарифов;
- стандартами по оценке потенциального и фактического вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, ущербу окружающей природной среды в результате страховых случаев;
- стандартными методами идентификации застрахованных объектов и др.
Первым этапом в разработке комплексной системы стандартизации в страховании должна стать активная подготовка типовых (стандартных) правил страхования. Их разработка и внедрение в практику страховых компаний только начинается – сейчас типовые правила охватывают только 13 видов страхования. Экономическая актуальность применения этих правил не должна вызывать сомнений. Достаточно сказать, что сроки лицензирования страховых компаний, которые пожелали применять их, сократились с 6-9 месяцев до 1.5-2 месяцев, что значительно уменьшило затраты на лицензирование и потери от упущенной выгоды.
Среди других направлений стандартизации важно отметить разработку адекватных стандартов для проведения конкурсов на право страхования, стандарты по сбору, обработке и анализу страховой статистики, внедрение стандартов управления качеством и сертификации страховых услуг на основе комплексной стандартизации.
В заключение хотела бы еще раз подчеркнуть, что комплексная стандартизация страховых услуг, ориентированная на потребителей, позволит значительно улучшить качество и эффективность страхования и надзора за ним. Это существенно повысит конкурентоспособность национального страхового продукта, доверие населения к страхованию и положительно отразится на развитии российского страхового рынка при вступлении России в ВТО.