У нас нет «разменных» секторов на переговорах по ВТО
Медведков Максим Юрьевич
Директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли
|
Проблема будущей конкуренции с филиалами иностранных компаний остается одной из наиболее злободневных для российского страхового сообщества. Можно ли подтвердить или опровергнуть расхожее мнение, что на переговорах по ВТО страховому рынку отведена роль «разменной монеты», за счет его сдачи иностранцам Россия будет решать другие задачи в ходе переговорного процесса?
Основное правило переговоров по ВТО состоит в следующем: пока не решено все - не решено ничего. Поэтому в условиях, когда в каких-то областях достигнут больший прогресс, в каких-то меньший, и разные вопросы находятся на различных стадиях согласования, но окончательного пакета договоренностей пока нет, сложно комментировать какие-то детали и конкретные условия. Тем не менее, я могу кратко сформулировать общую позицию нашего ведомства.
Представители нашего министерства неоднократно повторяли, что слухи о том, что якобы открытие филиалов означает продажу российского страхового рынка иностранцам - сильно преувеличены. После известных заявлений Алексея Кудрина, и в особенности, после той информационной кампании, которую провел в связи с ними ряд средств массовой информации, по данному вопросу сложилось не вполне адекватное общественное мнение. Тезис, который продвигался, в крайнем его выражении, звучал так: «Продали Россию - открыли российский страховой рынок, теперь к нам войдут филиалы иностранных компаний, они не контролируемы и смогут страховать что угодно, не имея даже лицензии». Естественно, это категорически не соответствует действительности. Такого быть, в принципе, не может ни при каких условиях – причем, не только в страховании, а в отношении филиалов иностранных компаний на любых рынках.
Мы хотим обратить внимание общественности на нашу принципиальную позицию. У нас нет и не будет секторов экономики, интересами которых мы были бы готовы пожертвовать ради присоединения к ВТО. Мы говорили об этом и год назад, и 5 лет назад, и повторяем сейчас. Безусловно, в процессе переговоров мы выходим на такие договоренности, которые ведут к определенной либерализации российского рынка товаров и услуг для иностранных компаний. Но эта либерализация не должна нести серьезного ущерба российским предприятиям. Это касается всех секторов, в том числе - финансовых услуг, к которым относится страхование.
Мы не можем сейчас огласить полный перечень конкретных условий возможной либерализации страхового рынка, поскольку нельзя комментировать результаты переговоров, которые еще не завершены. Но базовые подходы - неизменны. По нашему мнению, необходимы равные условия конкуренции и защита тех секторов, которые в этом нуждаются. Страховой рынок как раз относится к числу нуждающихся в этом, поэтому его открытие для «иностранцев» должно происходить постепенно и не до конца.
Вопрос о том, каким мерам регулирования и надзора будет подвергаться филиал иностранной страховой компании, пока не решен. Общий принцип заключается в следующем: деятельность любого лица на территории России должна регулироваться российскими законами. Но поскольку у нас в стране опыта регулирования филиалов нет и российское законодательство понятие «филиал» трактует не очень ясно, то в связи с этим возникает ряд проблем. Возьмем абстрактный пример филиала иностранной компании (к примеру, крупной фирмы по оптовой торговле). Допустим, он захотел заняться торговлей фармпрепаратами, а в России для такой деятельности требуется лицензия. Вопрос: кому ее выдавать – филиалу или материнской компании за границей? Если филиалу, то не понятно, как филиал сможет выполнять все необходимые требования. А если материнской компании, это означает, что надо каким-то образом проверить в чужой стране, что она собой представляет и как она контролируется.
В общем, уточнение такого рода норм - задача для наших регуляторов тех секторов, где филиалы будут допущены. Наверняка потребуется, во избежание таких противоречий, и внесение изменений в законодательство, в частности в Думе уже звучат призывы на уровне федеральных законов пересмотреть подход к понятию «филиал». Тут нет ничего особо трудного и непреодолимого, но все же подобная законотворческая деятельность по выработке единого подхода к деятельности филиалов иностранных компаний в России, должна вестись скоординировано. И начинать ее следует только после завершения нашего переговорного процесса, когда перечень открываемых секторов и остальные условия будут точно известны.
Отчасти конкретизация требований к филиалам банков и страховых компаний тоже пока является предметом переговоров. По опыту других стран, мы знаем, что здесь возможны различные элементы регулирования прихода филиала на рынок - выполнение финансовых требований, внесение гарантийных депозитов, установление ограничений по составу менеджеров и персонала и т.п. Разумеется, к российским филиалам иностранных страховых компаний также будут предъявляться требования, которые должны быть определены российскими нормативными актами. Свободы действий здесь быть не может. Филиалы иностранных страховщиков должны платить налоги и соблюдать определенные нормы пруденциального надзора.
С момента присоединения России к ВТО российские страховщики также смогут свободно открывать филиалы за рубежом, так как подавляющее большинство стран с развитой экономикой взяли обязательства по открытию своих рынков. Соответственно, наши страховщики получат доступ на рынки порядка 35-40 стран ВТО, которые приняли на себя такое обещание.
Таким образом, вопрос смягчения режима работы иностранных страховых организаций – это весьма многогранная проблема, требующая соблюдения баланса интересов по многим позициям. Мы стремимся к тому, чтобы по окончании процесса интеграции России в ВТО, отечественный страховой рынок стал высоко конкурентным, но интересы российских поставщиков страховых услуг при этом были бы защищены.