Уверенная поступь автострахования
Ямов Игорь Сергеевич
Заместитель генерального директора по розничному бизнесу ОСАО «Ингосстрах», президент Профессиональной ассоциации противодействия угонам транспортных средств
|
Стремительное развитие отечественного рынка автострахования заставляет даже крупные компании искать новые подходы к обслуживанию клиентов. Как текущие тенденции влияют на рыночную политику российских и зарубежных автостраховщиков?
Характеризуя основные тенденции развития рынка автострахования, я бы отметил несколько направлений.
Первый по значимости вектор - ключевой фактор развития рынка автострахования в настоящий момент - это переплетение рынков ОСАГО и каско. Если раньше до этого года они существовали относительно независимо друг от друга, развивались параллельно, то с начала текущего года очень четко обозначилась тенденция все большего сращивания этих рынков. Это проявляется и в действиях участников рынка и определяет характер большей части событий, происходящих в отечественном автостраховании. Уже в ближайшей перспективе мы уже будем говорить о едином рынке автострахования.
Второй вектор - это действие требований страхового надзора к участникам рынка вообще, и рынка автострахования, в частности. Первый этап – увеличение уставного капитала до требуемого размера к 01.07.06г. – привел к уходу с рынка порядка двух сотен компаний. На подходе и еще один критический срок – 01.07.07г., когда страховые компании должны будут отчитываться о наличии принципиально других по качеству активов.
Исполнение требований страхнадзора приведет к повышению финансовой устойчивости и надежности участников автострахования, и с рынка исчезнут слабые компании, недобросовестные игроки.
Важно заметить и еще один позитивный момент: сейчас четко структурировалась позиция Российского союза автостраховщиков (РСА) как профессиональной саморегулируемой организации. Законом об ОСАГО были заложены хорошие юридические основы для деятельности РСА, а успешная работа конкретных персоналий из аппарата РСА превратила его в эффективную управленческую структуру, которая последовательно внедряет на рынке правила профессиональной деятельности, по смыслу совпадающие с действиями страхназдора.
Третий вектор - появление иностранного капитала на российском рынке автострахования. Это показательное явление: «мотор», которого западные страховщики поначалу пытались избегать, стратегически признан привлекательным.
В автокаско убыточность достигла такого уровня (в первую очередь, в силу динамики аварийности на российских дорогах), что война тарифов абсолютно бесперспективна. В то же время при сложившемся уровне тарифов автострахование при условии постоянного контроля за расходами, в том числе комиссионным вознаграждением, может быть рентабельным, а значит, привлекательно для иностранных страховщиков. Конкуренция в каско среди основных игроков сейчас в основном неценовая, она осуществляется, преимущественно, за счет сервисной составляющей – предоставления клиенту пакета услуг (как бесплатных, так и оказываемых за дополнительную плату).
Нельзя не отметить и то обстоятельство, что состав клиентов по автострахованию – серьезно изменяется. В первую очередь, это связано с благоприятной общеэкономической ситуацией и появлением многочисленных кредитных программ, тесно связанных, в том числе, и со страхованием. Эти программы сделали возможным приобретение новых относительно дешевых иномарок клиентами, ранее сориентированных на «Жигули». И эта новая клиентская масса хлынула на рынок автострахования. Происходит ее очень быстрое обучение, формирование привычки к страхованию. Ведь в «автогражданке», в силу того, что это страхование ответственности, страховой опыт переносится на пострадавшего, а у клиента проблема может возникнуть, только если страховая компания не платит, иначе говоря, он лично ничего позитивного от страхования не ощущает.
В автокаско все совсем по-другому: скорость и качество урегулирования убытков, даже если первоначально клиент вынужден был купить каско в рамках автокредитных программ, является непосредственным опытом для страхователя. В силу российской специфики: у нас именно автомобиль, а не дом, как на западе, является первой крупной покупкой молодого человека, на дорогах (а значит, и в портфелях страховщиков) сейчас оказалось много молодых неопытных водителей, это, с одной стороны, способствует увеличению аварийности и убыточности, а с другой стороны, знакомит с практикой работы страховой компании.
Проблему роста убыточности усугубляет также ситуация с автопроизводителями, в условиях дефицита ремонтных мощностей, при наличии большого платежного спроса, происходит последовательное повышение цен на ремонт автомобилей.
Диалектическая логика развития рынка - не только западные компании приходят на российский рынок, но и отечественные операторы автострахования в силу растущей убыточности переходят на западную практику работы, когда страховщики зарабатывают деньги не на андеррайтинге, а на инвестиционном доходе.
В то же время, автострахование продолжает оставаться локомотивом розницы в силу его высокой востребованности.
Еще один важный фактор – осознание страховщиками своих цеховых интересов, что позволяет им садиться за стол переговоров и объединяться для решения очень сложных вопросов в условиях острой конкурентной борьбы. Пока это только начало процесса, но все уже сейчас понимают, что грядущее вступление в ВТО принципиально меняет конкурентную среду на рынке автострахования.
Растет уровень актуарных расчетов, идет все более тонкая сегментация страхователей, формируется отношение к клиенту как к главной ценности компании.
В рамках этих тенденций «Ингосстрах» и строит свою рыночную политику в области автострахования. Раньше мы всегда стремились включать в страховое покрытие самый широкий круг и застрахованных рисков, и способов урегулирования убытков и максимум услуг в стандартном продукте. Сейчас, когда цены на рынке более-менее выровнялись среди лидирующих компаний и зафиксировались на достаточно высоком уровне, мы задумались о том, чтобы предоставлять нашим клиентам качественное страховое покрытие, а дополнительные услуги клиент докупает в зависимости от своих потребностей. Все это позволяет клиентам оптимизировать свои расходы на страхование, а компании – сохранять достигнутые позиции на рынке.
Справка:
За 8 месяцев 2006 года ОСАО «Ингосстрах» заключено 1 003 252 договоров автострахования (что на 7,1 % больше, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), в том числе 789 894 договора с физическими лицами и 213 358 - с юридическими. Совокупный объем премии, начисленный в пользу ОСАО «Ингосстрах» по автострахованию (только по прямым операциям без учета входящего перестрахования), превысил, по предварительным данным, 10 654 403 тыс. руб., из них по добровольному автострахованию – 8 217 089 (прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42%), по ОСАГО – 2 437 314 тыс. руб. Выплаты по автострахованию за 8 месяцев текущего года составили 5 618 818 тыс. руб., в том числе по добровольным видам - 4 435 757 тыс. руб., из них по физическим лицам — 3 366 957 тыс. руб.