Вопрос о либерализации страхового рынка России для иностранных операторов фактически решен. Снятие ограничений на работу зарубежных компаний у российских страховщиков восторга не вызывает: они опасаются жестокого проигрыша в конкурентной борьбе с зарубежными коллегами. Что думает об этом иностранный страховщик, уже работающий в России?
Проблему прихода на российский страховой рынок иностранных компаний нельзя рассматривать лишь в ключе "белого и черного" – мол, придут иностранцы и отнимут рынок. Надо учитывать, что у любого рынка есть свои характерные особенности, традиции и менталитет потребителя. В российском страховании более чем за 10 лет уже сложились какие-то традиции. Иностранцы придут сюда со своими технологиями, однако их необходимо будет адаптировать к российским условиям. Это займет некоторое время и потребует определенных усилий. Российским страховщикам проще – они выросли на этом рынке и сегодня его формируют. А освоение технологий – это всего лишь вопрос инвестиций и времени.
Активный приход зарубежных компаний в Россию, безусловно, положительно отразился бы на рынке страхования. В условиях такой конкуренции российским страховщикам придется больше внимания уделять передовым технологиям продаж и обслуживания клиентов, разработке продуктов, организации бизнеса в целом. Они также вынуждены будут озаботиться внедрением международных стандартов финансовой отчетности, активным привлечением инвестиций. Поскольку некоторые отечественные компании уже работают в этих направлениях, думаю, со временем российским страховщикам удастся достичь качества услуг, вполне сопоставимого с западным.
Еще одно расхожее, но ошибочное, мнение – иностранные компании в России займутся демпингом. Конечно, не исключено, что попытки демпинга будут. Но, на мой взгляд демпинг для иностранцев – все-таки не самый эффективный инструмент, поскольку любой демпинг должен быть просчитываемым. А при отсутствии достаточного представления о статистических закономерностях чужого рынка этот путь становится слишком рискованным. С другой стороны, к тому времени, когда определенная доля рынка уже освоена, в целях обеспечения рентабельности цены неизбежно выравниваются. А если клиент видит, что рост стоимости услуги не улучшает ее качества, он все равно уходит. Поэтому иностранные компании, мне кажется, в основном будут пытаться привлечь клиентов за счет внедрения новых продуктов, технологий и собственных принципов обслуживания.
Отмечу также, что те иностранные страховщики, которые очень хотели прийти в Россию, здесь уже работают. Ведь не секрет, что существующие ограничения для иностранцев носят, преимущественно, технический характер. С открытием рынка количество иностранных страховщиков в России может увеличиться. Однако это будет связано с определенными условиями. Страховой бизнес в стране должен стать транспарентным, перспективы рынка – более или менее ясными, а функции органа страхового надзора – адекватными потребностям рынка и интересам его потребителей.