Как оценить экономический эффект от внедрения или изменения IT-системы в страховой организации?
С точки зрения менеджмента и акционеров страховой компании критерием эффективности является окупаемость инвестиций в автоматизацию. Но как работники страхового бизнеса, мы понимаем, что надо оценивать не только экономический эффект, но и риски. А их в рамках внедрения или изменения IT-системы страховщика возникает немало. К примеру, если компания решает разрабатывать программное обеспечение собственными силами, то возникает риск, связанный с зависимостью компании от ее разработчика или группы разработчиков, и фактически уход ключевых специалистов в IT-департаменте приводит к параличу всей системы. Ваш внутренний разработчик может быть уникальным специалистом, но жизнь полна неприятностей, все может случиться, он может уйти в другую компанию, его услуги могут стать слишком дорогими для компании, он может начать диктовать компании неприемлемые условия, в том числе по оплате его труда. Устранение этой зависимости – это основное для чего ставится стандартная система. Стандартные решения не всегда могут быть лучшими, но они всегда надежнее, потому что их поддерживают соответствующие IT-компании, в этом и заключается механизм использования стандартные решения в качестве некоей защиты страховщика от неприятных ситуаций.
В крупной страховой компании присутствует также фактор подражания, имитации конкурентами ее подходов. Лидер пробивает дорогу, за нами идет целый строй компаний, которые используют его опыт и имеют возможность избегать его ошибок. В то же время, крупная компания, даже если предпринимает какие-то неверные шаги в сфере развития IT-системы, то их следствием становится не гибель, а лишь задержка развития компании на год-два, а небольшой компании это бы обернулось катастрофой. Но тем не менее, с точки зрения издержек, лидерство – это очень затратный механизм.
Компания «Ингосстрах» имеет возможность инвестировать значительные средства в развитие информационных технологий. В качестве партнера, по ряду серьезных причин, мы выбрали Oracle. В первую очередь, на рынке есть не так много разработчиков, которые предоставляют системы высокого класса, которые способны справиться с объемом информации, который мы обрабатываем. Сегодня объем информации, который у нас находится у нас в базе данных составляет примерно 10 терабайт. Всего несколько систем управления базами данных способны поддерживать такой объем. Oracle - лидер глобального рынка, его клиентами являются более 275 000 предприятий во всем мире, оборот Oracle в 2006 финансовом году составил 14,4 млрд. долларов США.
Новая система охватывает 4 направления:
-
Управленческая отчетность и расчет страховых резервов
-
Управление бюджетным процессом
-
Финансовая система
-
Система управления взаимоотношениями с клиентами ОСАО «Ингосстрах»
Успешная реализация проектов по оптимизации внутренней деятельности компании позволила ОСАО «Ингосстрах» приступить к построению системы управления взаимоотношениями с клиентами на основе Oracle Siebel CRM. Конечная цель проекта здесь заключается в том, чтобы наладить управление маркетинговой деятельностью, продажами и обслуживанием клиентов (как юридических, так и физических лиц), на основе замкнутого цикла. Новая система призвана повысить качество обслуживания существующих клиентов, создать условия для роста клиентской базы, улучшить взаимодействие с партнерами и оптимизировать работу контакт-центра.
Предполагаемая эффективность модернизации IT-системы всегда оценивается исходя из будущего развития страховой компании, в том числе таких положительных моментов, как устранение рисков, сокращение издержек, связанных с обучением персонала и пр. Зачастую при использовании системы, разработанной собственными силами, в области кадровой политики возникает ряд сложностей, в частности, если система достаточно сложна, то это предопределяет более высокие требования к квалификации и создает серьезные трудности при поиске грамотных специалистов в регионах. А дружественный интерфейс пакетов, входящий в состав Oracle, позволяет снизить планку требований к сотрудникам, а это тоже серьезный аспект снижения затрат.
Необходимо отметить, что в страховой компании не так просто точно просчитать экономический эффект не только в сфере IT-обеспечения, но и вообще от внедрения любой инновации. На промышленном предприятии можно посчитать, насколько от внедрения системы сократятся складские запасы, длительность производственного цикла и т.п. Там есть много элементов, на примере которых можно увидеть, где и как получается эффект за счет оптимизации бизнес потоков. Страховая же компания не имеет ни запасов, соответственно основное предназначение IT-системы страховой компании - это ведение огромной базы данных по клиентам. И собственно говоря, альтернативы автоматизации нет. Можно выбирать между двумя системами, но принципиально вопрос «автоматизировать или нет?» - не стоит, система нужна в любом случае. Второй вопрос, развивать ли систему самостоятельно или купить готовую – это уже каждая компания решает для себя.