Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Управление, Управление риском
Бойцы невидимого фронта
Битунов Сергей Александрович
Заместитель директора департамента контроллинга ОАО СК «РОСНО»
страхование сегодняСегодня тема управления рисками очень популярна в страховой среде. Страховщики пытаются выступать в роли риск-менеджеров для своих корпоративных клиентов. А как они управляют рисками, связанными с их собственным бизнесом?

Во всем мире службы по управлению рисками стали создаваться страховыми компаниями после значительных, ставших кризисными для всего страхового рынка, событий: террористических атак в США, падения до нуля ставок рефинансирования в Японии, разрушительных наводнений в Азии. В то время само существование некоторых страховых компаний оказалось под угрозой, а менеджеры стали задаваться вопросом – «что можно сделать заранее, чтобы распознать вовремя эти угрозы, постараться их предотвратить или хотя бы уменьшить ущерб?». Этот вопрос стоит наиболее остро и актуально в условиях развивающихся рынков, подобных российскому, где создание новых продуктов, освоение новых сегментов и технологий происходит громадными темпами, и рисковая среда наиболее динамична.

Процесс управления рисками в РОСНО подчинен простой логике: так как существуют определенные виды деятельности, для выполнения которых нужны различные ресурсы, утрачиваемые в процессе ведения дел, для заблаговременного снижения этих потерь, необходимо предугадывать их наступление и, тем самым, повышать стоимость компании.

Для этой цели нужно, прежде всего, поменять менталитет в компании, ведь риск-менеджмент – это процесс управления изменениями. Современные менеджеры должны понимать, что так же, как они управляют продажами, расходами, людьми, они должны управлять рисками, с которыми связана их деятельность. Этот процесс нужно централизованно организовать, предоставить необходимый инструментарий и методологическую базу, регулярно оценивать уровень рисков, их влияние на доходность компании, ставить адекватные цели, планировать и реализовывать меры по оптимизации рисков, прозрачно отслеживать и контролировать результаты.

Собственно говоря, до того момента, как был начат проект по внедрению риск-менеджмента в компании, менеджеры РОСНО уже управляли рисками, однако эта деятельность велась разрозненно различными подразделениями – без профессиональной поддержки, не учитывая опыт других, поэтому результаты не были существенными. Тем самым, компания брала на себя объем рисков не вполне осознано, не контролируя общий уровень текущих рисков. Создание службы риск-менеджмента позволит существенно улучшить качество управления нестраховыми рисками, осознано определять свой рисковый аппетит и достигать адекватного уровня доходности.

На первом этапе мы расставили приоритеты для оптимального использования ресурсов службы. Все риски компании были поделены на четыре группы: финансовые риски (такие как валютный, кредитный, ликвидности и т.п.), операционные (андеррайтинга, информационный, отчетности и т.п.), связанные с персоналом (квалификации, мошенничества, увольнения и т.п.) и прочие (конкурентный, политический, правовой и т.п.). Затем были определены приоритетные риски (система управления приоритетными рисками (TRA) строится аналогично той, которая используется группой компаний Allianz).

Следующий этап, к которому мы переходим, – это оценка. Для оценок риска будут применяться количественные, качественные и экспертные методы в зависимости от вида риска и наличия статистических данных. В качестве основного инструмента для количественной оценки рисков будет использоваться динамическая модель рискового капитала, которая по методологии Value at Risk (VaR) путем стохастических симуляций будет определять необходимый уровень рискового капитала для заданного уровня надежности. Уровень надежности мы выбираем в соответствии с рейтингом BBB (инвестиционный) Агентства S&P – текущий высший уровень для России. Построение указанной модели позволит понять и оценить риски компании и их взаимосвязь, дать оценку качества перестраховочной защиты, сравнивать различные тарифные политики и т.д. Ключевой задачей модели является определение необходимого рискового капитала, позволяющего компании функционировать с заданным уровнем надежности. Построенная модель позволит понять, как принятие тех или иных управленческих решений повлияет на уровень риска страховщика вкупе с предполагаемой доходностью, и оценить качество таких решений. Качественная оценка рисков будет производиться на основе частоты возникновения и величины ущерба при материализации рисков.

Также одним из приоритетных направлений для службы риск-менеджмента является прогнозирование потребности в физическом капитале. Сегодня, когда со стороны надзорных органов ужесточаются требования к платежеспособности компаний, это направление становится наболее актуальным для акционеров при их планировании вложений в компанию. В условиях жесткой конкурентной борьбы за рост рынка аккуратное прогнозирование и четкое управление процессом увеличения капитала – залог успеха высокого роста.

В сознании страхователей происходят позитивные изменения по отношению к страхованию, растет страховая грамотность населения. Ключевым фактором в выборе страховой компании для клиента становится надежность страховщика, наличие международных рейтингов, рисковая политика компании. Для того чтобы предоставить надежную защиту клиенту, страховщик, прежде всего, должен понять, что есть надежность для него самого. Сделать это можно путем расчета адекватного значения капитала, уровень которого соответствует рисковому профилю деятельности компании. Для нахождения правильного баланса и выработки оптимальной политики управления капиталом необходимо четко оценивать связанные с этим риски.

Риск-менеджмент – молодая и быстроразвивающаяся область современного корпоративного управления. Его ценность очень трудно измерить и доказать, а самих риск-менеджеров часто называют «бойцами невидимого фронта». Чтобы понять важность риск-менеджмента, спонсировать и пропагандировать эту деятельность внутри своей организации, необходимо иметь стратегическое мышление. Без поддержки и преданности идее риск-менеджмента со стороны руководства компании построение и внедрение системы управления рисками обречены на неудачу.


12 декабря 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Управление, Управление риском
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.45 (голосовало: 31 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
13 декабря 2006 г. 09:53 Cтраховщик
Даааааааааа...
"...динамическая модель рискового капитала, которая по методологии Value at Risk (VaR) путем стохастических симуляций будет определять необходимый уровень рискового капитала для заданного уровня надежности." Молодец! Умеет выражаться! Сразу всем стало всё ясно и понятно, что: 1. Он умный мальчик. 2. Риск-менеджмент - это не хухры-мухры.
Ну то есть все мы, естественно, в своей повседневной жизни постоянно используем стохастические симуляции и поэтому ничего тут и объяснять не надо. Спасибо, батюшка!
14 декабря 2006 г. 13:31 Автор
прикрепленный файл - оч. интересно
14 декабря 2006 г. 16:30 Урегулировщик
Гммм...
Действительно - типа, умный мальчик... И насчет объяснений - ключевая фраза и итог всей статьи: ценность риск-менеджмента "очень трудно измерить и доказать". То бишь - умом не понять, аршином не измерить. О чем еще здесь можно говорить?
14 декабря 2006 г. 21:07 Философ
Sapienti sat
Я не понимаю - если не все понятно - то плохо? Вообще должен сказать, что многим заглянувшим сюда на огонек и термин франшиза непонятен. Кому-то - IPO. Кому-то - фронтирование. Это все надо развернуто разъяснять? Мне кажется, непонятно - спроси.
Известно, что Ландау на лекциях частенько говаривал "Как нетрудно видеть, из _____ следует ........". Студенты же, пытаясь из _____ вывести ............ исписывали по пять страниц. А Ландау не был ни дураком, ни чудаком.
Я не готов сравнивать г-на Битунова с Ландау - думаю, что не Ландау он (и не Спиноза).
Но чел. владеет темой и глубоко - за что ж его шпынять? За свою непогруженность в эту тему? Правильнее и проще - спросить.
А шпынять лучше журналиста, который этот материал помогал готовить и редакцию сайта - это их задача приводить любой зубодробительный заумный текст к уровню восприятия, комфортному для большинства аудитории...
"Я так думаю!" (с) Валико - Мимино
15 декабря 2006 г. 09:15 Тоже страховщик
Вообще-то, VaR - довольно известный метод. Было бы глупо описывать его здесь. Иначе бы возникли вопросы "а что такое нормальное и логнормальное распределение".

А про трудность измерения ценности - да, крепко сказано. Хотя тут и правда: пока гром не грянет - ничего и оценить нельзя. Пример тот же ММК.

В презентации умничаний много, но вцелом и статья и приложение- просто супер!!
16 января 2007 г. 16:15 VDM
Интересно было прочитать. Огорчает, что презентацию, видимо, какую-то рабочую взяли и к публикации совершенно не готовили... Взять хоть все эти ЦП, ЦС, ЦАР и т.п., которые могут быть не одназначно понятны людям, в РОСНО не работавшим.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: