Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Реформа ОМС, Добровольное медицинское страхование
Управляемая медицина
Копитайко Михаил Семенович
Директор департамента медицинского страхования ОСАО «Ингосстрах» по 01.02.2010 г.
страхование сегодняЗа счет чего растет сегодня российский рынок добровольного медицинского страхования (ДМС)? Каковы наиболее актуальные проблемы и ключевые тенденции его развития, какие услуги будут наиболее востребованы в будущем?

Рынок ДМС растет достаточно высокими темпами, которые, начиная с 2000 года, стабильно опережают средние темпы роста всего страхового рынка, в целом. Учитывая общую тенденцию, мы планируем у себя в компании «Ингосстрах» продолжать наращивать сборы ежегодно на 30-35 %, притом что в минувшем году мы уже поставили рекорд скорости роста – сборы выросли на 44 % (при планировавшемся росте 35 %).

С одной стороны, прирост сборов по ДМС в России обеспечивается регионами – там рынок растет активнее. Уровень охвата территории нашей страны добровольным страхованием повышается, улучшается качество медицинского обслуживания застрахованных лиц, растет предложение востребованных медицинских услуг, увеличивается число сотрудничающих со страховщиками медицинских организаций, появляются новые лечебно-профилактические учреждения, более современные не только с точки зрения медицинской технологии, но и продвинутые в плане организации управления своими финансами. В частности, «Ингосстрах» в настоящее время обслуживает свыше полумиллиона застрахованных, получающих лечение в трех тысячах ЛПУ на территории страны, с которыми нас связывают долгосрочные договорные отношения. Одним из приоритетных направлений развития ДМС в нашей компании будет дальнейший рост региональной составляющей в общем портфеле компании.

С другой стороны, в этом росте есть серьезное влияние фактора удорожания стоимости медицинских услуг. Уровень цен на медицинское страхование в России незаметно подбирается к стоимости аналогичных продуктов в Великобритании, Германии и Франции. При этом в среднем, ежегодный доход врача в Великобритании составляет примерно 200 тысяч фунтов стерлингов в год, а московский врач только недавно подошел к зарплате 25 тысяч рублей в месяц. При этом в Москве стоимость среднего пакета медицинского страхования на год составляет 1000 долларов, а в Англии 2000 фунтов стерлингов, иначе говоря, полис дороже не более чем в три раза, а зарплаты медперсонала отличаются фантастически (а именно зарплата занимает более 60% затратной части). Это обусловлено несовершенной структурой медицинского сообщества: по статистике, в России в 4 раза больше больничных коек в расчете на одного человека, чем в Европе, гипертрофирована численность врачей-специалистов. Обращение к врачу первичного звена в Англии, как правило, на нем и заканчивается, а в России ведет к перенаправлению пациента к 3-7 специалистам. И, несмотря на то, что с 1992 года ведется работа по реформированию здравоохранения, адекватной системы управления медицинской помощью так и не было построено.

Основу сборов по ДМС по-прежнему составляет корпоративное страхование. Доля розничного бизнеса, как в нашей компании, так и в среднем по рынку (по данным Госкомстата) крайне невелика и составляет всего 1,5 % рынка всего ДМС. Мы поставили развитие страхования физических лиц одной из своих стратегических целей на рынке ДМС, создали профильный отдел, приняли программу продвижения и маркетинговый план этого направления, начали разработку целого спектра различных продуктов под разные психотипы людей. Тем не менее, вынуждены констатировать тот факт, что в том виде, в каком до недавнего времени пытались продавать ДМС страховые агенты – данное направление развивается с очень большими трудностями. Клиент-физическое лицо по своей требовательности сопоставим со страхователем-предприятием в тысячу человек. Он очень долго изучает пакет услуг, задает массу вопросов, а потом покупает только самое дешевое поликлиническое обслуживание. И уж если он заплатил свои реальные деньги, то по-другому относится к посещению клиники. И развитие розницы оказывается под влиянием двух специфических фактов: либо человек покупает полис и стремится получить по нему максимум услуг, даже если они не являются необходимыми (а система организации медицины в России – с ее ориентацией на избыток площадей и врачей-специалистов - весьма тому способствует), либо страховая компания сталкивается с злоупотреблением со стороны самого медучреждения, склонного к гипердиагностике, назначению необоснованного и избыточного лечения по коммерческим расценкам, а подчас и откровенным припискам, когда лечения фактически не проводилось.

Чтобы избежать подобного, «Ингосстрах» продолжает делать акцент на развитие первичного звена. Об этом мы говорим с начала 2000 годов. Здесь главный тезис такой: если мы не начинаем управлять медицинской помощью, медицинская помощь начинает управлять нами. Государственная точка зрения, к сожалению, по прежнему такова, что продуцируется невероятное увеличение числа новых специалистов и новых коек. Только в России есть понятие «терапевтическая койка», когда пациента кладут в стационар не для того чтобы сделать операцию, а «пообследоваться» на недельку-другую. Думать над медицинской логистикой никто не хочет - лучше построить еще больницу на 1,5 тысяч коек. Вот куда уходят деньги, и это уже не злоупотребления, а это просто неправильная мотивация. Причина ее предельно проста: если мы медицинскому сообществу оплачиваем за произведенные медицинские услуги, то и мотивируем мы их на то, чтобы бесконечно увеличивать количество услуг, а не улучшать качество лечения. А система мотивации врачей должна быть иной. Врач должен хотеть на максимально долгий срок привязать к себе не пациента, а человека – здорового и заботящегося о профилактике. В западных странах эту задачу решают через врачей общей практики, выступающих в качестве медицинского менеджера для всей семьи. Каждый человек должен знать своего врача, а врач - потенциального пациента, причем их встреча должна состояться, когда еще никто не болен, и действия врача будут направлены на обеспечение безопасности здоровья и здорового образа жизни. За рубежом именно страхование заставило медицину стать такой. А в России медицинское сообщество, долгое время жившее без страховых компаний и до сих пор очень сильное в формировании своих позиций, ведет политику таким образом, что господствует продажа медицинских услуг, а не оказание медицинской помощи.

Андеррайтинг в сфере индивидуального ДМС физических лиц может идти по двум сценариям. Есть вариант с политикой жесткого отбора и не допущения убыточных клиентов в портфель. Но есть и путь противоположный – привлекать максимальное число неубыточных клиентов, побуждая людей заблаговременно заботиться о здоровье и становиться на самом деле здоровыми. Бытует мнение, что предложение со стороны страховщиков не выдерживает конкуренции с рынком прямой покупки медицинских услуг – я с ним, безусловно, согласен (потому и только 1,5 % составляет показатель по физическим лицам). Хотя наблюдаются и противоположные тенденции, к примеру, есть клиники, которые не готовы продавать частным лицам абонементное обслуживание, но готовы формировать цены на абонементное обслуживание для страховщиков. И у нас есть ощущение, что будет рост этого предложения. Но все же следует обращать внимание не только на конъюнктурные, но и системные причины недоразвития розничного ДМС.

Здравоохранение – крайне вязкая и инертная среда, за последние 10 лет все только и говорят, что цены выросли, медицинских центров больше не стало, очереди увеличились не менее чем в 3 раза. И тенденция к ухудшению ситуации сохранится, пока мы не поймем одну простую вещь. Система здравоохранения должна строиться не в стране – в той же Швейцарии, знаменитой своими клиниками и врачами, формально вообще нет системы здравоохранения. Такая система здравоохранения должна строиться в голове у человека, своевременно проходящего диспансеризацию (а не министерство загоняет его на диспансеризацию), соблюдающего практические рекомендации, и, в конечном счете, избегающего впоследствии дорогостоящего лечения в запущенных случаях. Это другой уровень планирования своих личных финансов – когда человек думает не только о потреблении товаров и услуг, об образовании и работе, но еще и о своем здоровье.

Но пока до этого далеко, как же страховщики, которые выполняют сегодня функции не только контролера, но и медицинского эксперта, должны воздействовать на положение вещей? На мой взгляд, для крупных компаний оптимальным выходом является создание своих собственных клиник, которые будут руководствоваться новыми принципами организации первичного звена, привлекать к сотрудничеству активно выпускающихся сегодня российскими вузами врачей обшей практики. Тогда уровень взаимодействия между людьми и медицинской системой станет таким, что человек будет своевременно обращаться в медучреждение, то есть в конечном итоге, сохранять свое здоровье.


16 марта 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.21 (голосовало: 19 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
20 марта 2007 г. 16:07 пеа
Золотые слова! Все правильно, надо к этому стремиться!
15 июня 2007 г. 05:31 Сергей Геннадьевич
Управляемая медицина
Согласен с автором статьи. На сегодня корпаративное "страхование" это перекачивание денежной массы. Работа с физиками интересна и это должно быть настоящим страхованием. Через физиков мы придем и к настоящему страхованию юриков. А развитие первичного звена это краеугольный камень в ДМС. Врач должен получать деньги за то,что сохранил здоровье пациента,а не довел его до больничной койки.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: