Закон нуждается в совершенствовании
Кузин Владимир Викторович
Начальник управления правового регулирования департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ
|
Закон об ОСАГО действует в России уже почти три с половиной года. Как смотрит на его реализацию МВД? Какие перспективы у отечественного автострахования в контексте внедрения «Европейского протокола» и присоединения к системе «Зеленая карта»?
По истечении трехлетнего периода работы ОСАГО можно отметить, что закон реализуется, хотя и выявился ряд проблем, которые, пусть не в спешке, но нужно решать.
Так сегодня все без исключения ДТП, вне зависимости от нанесенного ущерба, фиксируются в присутствии инспектора ГИБДД. И если при вступлении в силу закона было около 500 тысяч ДТП в год, то теперь эта цифра превышает 2 млн. Это естественно, поскольку парк автомобилей за последнее время значительно вырос, а все потерпевшие справедливо рассчитывают на получение страхового возмещения. В результате, как у страховщиков, так и у нас, возникли проблемы, связанные с оформлением огромного количества документов, в основном – по незначительным авариям. При этом не надо забывать, что растет и количество дорожных происшествий с пострадавшими. Сегодня в подразделениях ГИБДД возникают очереди для рассмотрения дел по ДТП вне зависимости, серьезная ли это авария с человеческими жертвами, или же общий ущерб поврежденного автомобиля составляет лишь 4-5 тысяч рублей.
Значительно облегчили бы и ускорили все процедуры, связанные с оформлением правонарушения, поправки в закон, позволяющие водителям самостоятельно фиксировать мелкие ДТП, в которых нет существенного повреждения транспортного средства, а также, естественно, никакого ущерба жизни и здоровью людей. В таких изменениях заинтересованы как правоохранительные органы, так и обычные страхователи. В то же время страховщики видят для себя в подобных новшествах опасность широких перспектив для страхового мошенничества. Тем не менее мы предлагаем законодателям вернуться к вопросу о возможности рассмотрения мелких ДТП только лишь страховыми компаниями без привлечения наших сотрудников.
Во многом снижению нагрузки на личный состав будет способствовать так называемый «Европейский протокол», по которому сегодня уже работает ряд страховщиков. Кстати, это мы инициировали и продвигали данную идею, поскольку в большей степени это интерес ГИБДД. МВД и Минфин подготовили все необходимые предложения. Сейчас соответствующие поправки в закон об ОСАГО, в том числе, касающиеся «Европейского протокола» находятся на рассмотрении в Правительстве.
МВД и РСА тесно взаимодействуют по вопросам безопасности дорожного движения и влиянию на него ОСАГО. Сегодня я не вижу каких-либо проблем в сотрудничестве правоохранительных органов и автостраховщиков. Во всяком случае, до сих пор мы приходили к единому мнению. Естественно, иногда возникают те или иные спорные позиции, но не было случая, когда бы они не разрешились в рабочем порядке. Не стали исключением и недавно принятые изменения в правила обязательного страхования и в закон об ОСАГО – все они были нами совместно обсуждены.
На мой взгляд, РСА в равной степени представляет интересы как крупных, так и мелких страховщиков. Понятно, что мелким компаниям работать сложнее, поскольку филиальная сеть у них менее развита и приходится заключать договоры с другими страховщиками о представительстве. У крупных страховщиков с этим проще, да и их страховой портфель побольше. Однако это ни в коей мере не изменяет их и нашу общую цель – безопасность дорожного движения. Мы, как силовая структура, смотрим на этот вопрос с государственно-политической точки зрения, а они – с экономической.
Кстати, последние изменения в закон об ОСАГО позволяют страхованию в большей степени влиять на безопасность и поэтому полнее отражают интересы клиента страховой компании. Система бонус-малус применительно к страхователю, а не к транспортному средству дает возможность отслеживать как нарушителей, так и дисциплинированных водителей, увеличивая финансовые расходы на автострахование одним и уменьшая их для других. В течение трех лет эта система не работала, а только декларировалась.
В интересах страхователей и всех участников дорожного движения было бы вхождение России в систему «Зеленая карта». Это сняло бы такой сложный вопрос как привлечение к ответственности иностранного водителя, который нанес ущерб нашему гражданину. Многие наши соотечественники зачастую предъявляют милиции претензии, мол, мне повредили машину, а вы ничего не предприняли и я не могу взыскать ущерб с уехавшего из России иностранца. Поэтому, считаю, что нам надо присоединяться к «Зеленой карте». Однако инициировать это должны страхнадзор и Минфин, в данном случае интересы МВД никак не затрагиваются. Функция ГИБДД по контролю над безопасностью дорожного движения в любом случае останется прежней. Выгода же для страховщиков от вхождения нашей страны в данную систему не является для них безусловной, поскольку возможные выплаты по полису «Зеленой карты» могут быть очень велики.
Что же касается собственно ОСАГО, то этот вид страхования показал свою полезность и выгодность. Он активно развивается и будет развиваться. Люди понимают, что если, не дай Бог, что-то случится, то человек получит денежное возмещение. Поэтому многие страховые компании успешно продвигают также расширенное покрытие по страхованию автогражданской ответственности, и многие автовладельцы, особенно имевшие опыт судебных разбирательств по ДТП, приобретают подобные полисы.
Предлагаемые изменения в законодательство об автогражданской ответственности больше всего направлены на защиту интересов страхователей, поскольку позволяют быстрее получить полагающиеся выплаты. Страховщики открывают для себя возможность более активной работы на зарубежных рынках. Для органов МВД – это снятие части нагрузки по оформлению незначительных ДТП, а общество в целом получает более цивилизованную систему страховой составляющей безопасности дорожного движения.