Динамика рынка страхования автотранспорта – один из важных показателей, иллюстрирующих, как идут дела у страховщиков в розничном секторе? Какие тенденции на рынке автострахования наблюдаем мы сегодня?
Рынок добровольного страхования автотранспорта в прошедшем 2006 году подтвердил ранее высказывавшиеся экспертами оценки о его неоднородности. В частности, если мы посмотрим показатели динамики роста страховой премии, то рынок России, в целом, развивается темпами от 30 до 35 % по разным регионам в год, а вот Москве, где уровень насыщения выше, темпы роста – значительно меньше. В то же время «Ингосстрах», придерживающийся политики, ориентированной на опережающий рост по сравнению со среднерыночными темпами, по России в целом получил увеличение сборов премии на 32,5% (в том числе сбор премии по добровольным видам автострахования за счет средств физических лиц вырос на 34 %), а по Москве динамика роста составила 26 % по сравнению с 2005 г.
По моему убеждению, в ближайшие 3 года темпы роста добровольного страхования автокаско спадать не будут в силу объективных причин: роста автомобилизации, удорожание автопарка, расширения объемов автокредитования и, как следствие, повышение уровня охвата автомобилей (более дорогих, новых, купленных в автосалоне, за счет кредитных ресурсов) страхованием. Если судить по нашей компании, то уже сегодня порядка 30 % портфеля по автострахованию физ.лиц – это автомобили, купленные в кредит, и в дальнейшем оснований ожидать уменьшения их доли нет.
В то же время на рынке ОСАГО наблюдается принципиально иная картина. Заметного роста, как в прошлые годы, в числе заключенных договоров ожидать не следует, а средняя премия несколько увеличивается из-за увеличения средней мощности автомобилей в силу общего удорожания совокупного российского автопарка в рамках вышеуказанных тенденций. Следовательно, в среднесрочной перспективе, среднегодовой темп роста рынка ОСАГО в совокупности по коммерческому и розничному секторам снизится.
Основной причиной подобной динамики является уже достигнутый в настоящее время очень высокий уровень проникновения на данном поле – сегодня этот показатель достигает 85-90 % (в некоторых регионах более 90 %). Кроме того, в отдельных регионах рост ограничивает тарифная проблема – там где коэффициенты сформированы по минимальной шкале, не учитывающей реальный уровень убыточности. Таким образом, в 2007-2008 гг. темпы роста премии будут определяться исключительно динамикой увеличения автопарка и изменениями в его структуре и составлять не более 5 % в год.
Важным показателем качества работы страховщиков в области автострахования, особенно розничного, является уровень удовлетворенности клиентов и выгодоприобретателей. Есть разные методики ее подсчета, мы в «Ингосстрахе» ориентируемся на самый простой и демонстративный показатель – число поданных жалоб. Так вот, за 2006 год на «Ингосстрах» подали жалобы в ФССН 102 клиента и выгодоприобретателя по Москве: 40 по каско, 62 по ОСАГО. Притом что общее число убытков, по данным Департамента комплексного страхования ОСАО "Ингосстрах", занимающегося автострахованием в московском регионе, составило 188460, в том числе 23897 по ОСАГО, 156 по добровольному страхованию ответственности и 164563 по каско. То есть доля жалоб крайне невелика, при этом компания не имеет ни одного предписания от регулятора.
Кроме того, мы проводили более детальные исследования отношения клиентов к различным составляющим качества обслуживания. Как выяснилось, в числе параметров, имеющих значение при оценке качества обслуживания в страховой компании, первое место занимает скорость урегулирования страхового случая (ее отметили 92 % клиентов как важную для них), для 82 % опрошенных важен контакт, информационное взаимодействие с компанией в процессе урегулирования, и только на третьем месте оказался размер выплаты – он важен только для 74 % клиентов.
Ну и косвенным свидетельством удовлетворенности клиентов является их готовность продолжать отношения со своим страховщиком и пролонгировать договоры на следующий срок. На сегодняшний день у нас в компании показатель уровня пролонгации составляет 64 %, что для России - очень высокое значение, хотя бы даже в силу того, как часто в России продают и меняют автомобили, выбывая из числа страхователей, и тому подобных «естественных» причин, не связанных с качеством работы компании.
Обобщая вышесказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что страхование автотранспорта останется в течение ближайших лет одним из наиболее востребованных секторов российского страхового рынка. Ожидается, что в среднесрочной перспективе страхование каско автомобилей будет одним из самых быстрорастущих видов страхового бизнеса как в розничном, так и в коммерческом секторах, наряду с такими видами страхования, как, например, страхование имущества от огня и сопутствующих рисков. Совокупный среднегодовой темп роста автотранспортного сегмента будет составлять порядка 30%. Прогнозировать убыточность по автострахованию на будущее не целесообразно, поскольку это показатель, полностью регулируемый самой компанией. При установлении тарифов закладывается целевая убыточность – и от того, насколько точно компания смогла ее посчитать, зависит финансовый результат. А основными методами конкуренции по-прежнему будут оставаться установление обоснованных, конкурентоспособных цен и полноценное наполнение сервисной составляющей. Выиграют те операторы, которые смогут предложить наилучшие условия по адекватной цене.