Рост взносов по страхованию автокаско в немалой степени обусловлен увеличением продаж автомобилей в рассрочку. Как будет развиваться рынок автокредитования? Какие перспективы для автострахования открывает бурный рост кредитов на покупку автомобилей?
Из всех видов кредитных продуктов автокредитование сегодня пользуется наибольшим спросом. В кредитпродается до 40% всех автомобилей, по некоторым программам автодилеров доля покупок в кредит составляет 70%. Рост автокредитования – тенденциия последних пяти лет. Если в 2002 году банки выдавали приблизительно по 60 кредитов на покупку автомобилей в месяц, и за год было реализовано таким образом 70 тыс. автомобилей, то уже в 2003 году после отмены обязательного подтверждения дохода заемщика, в кредит было продано 170 тыс. автомобилей. Изменение условий кредитования стало главным импульсом кредитных продаж.
В 2004-2006 годах программы кредитования внедрили практически все российские представительства крупных автоконцернов – Ford, GM, BMW, VW, Toyota, Renault, Nissan и другие. В результате автокредитование стало одним из самыхдешевых видов получения заемных средств. Клиенту гораздо выгоднее максимальные суммы своих денежных обязательств относить именно к приобретению автомобилей, а свободные деньги направлять на первый взнос по ипотеке, на приобретение дорогостоящих товаров и т.д.
Средняя стоимость автомобилей увеличилась с 5 200 долл. в 2002 году до 14 300 долл. в 2006 году. В прошлом году на российском автомобильном рынке объем продаж составил более 35,5 млрд. долл., то есть было продано около 2 млн. 300 тыс. машин. По данному показателю Россия уступает только Германии, где было реализовано 3,5 млн. транспортных средств. В 2006 году были выданы кредиты на приобретение 750 тыс. автомобилей. По различным экспертным данным, поскольку единая статистическая база по автокредитам отсутствует, емкость рынка автокредитов составила 8 млрд. долл.
В минувшем году мы наблюдали значительное снижение процентных ставок, увеличение сроков кредитования в среднем по рынку до семи лет, снижение первоначального взноса до 0%, общее снижение требований к заемщику. Банки проявляли значительную маркетинговую активность, на рынке выросло число игроков, развиваются эксклюзивные программы производителей. Автокредиты в ведущих банках страны получают от 2,5 тыс. до 4 тыс. клиентов в месяц.
Существует несколько каналов реализации автокредитов – это прямые продажи через отделения банков, через независимых брокеров, через дилеров (внутренние брокеры – кредитные отделы) и по совместным программам с производителями. По наблюдениям Musa Motors, наиболее эффективными являются кредитные продажи по эксклюзивным программам производителей (65%) и по совместным программам банков и дилеров (около 35%).
Создание в 2005 году подразделения MUSA MOTORS Finance, в сферу деятельности которой входит розничное кредитование, страхование, лизинг и удаленное урегулирование убытков, позволяет разрабатывать различные кредитные программы холдинга. В результате значительно выросла доходность, появилась возможность оперировать доходной частью страхования, кредитования и продаж автомобилей.
Оптимально разработанная страховая программа значительно увеличивают привлекательность кредита. Среди примеров успешно внедренных программ автокредитования, которые повлекли увеличение продаж, можно выделить предложения «777» и «555», (размер первого взноса, тариф автокаско, % годовых). Пользуется популярностью и программа «007», рассчитанная на 7 лет и первым взносом является оплатой полиса каско. Недавно была запущена кредитная программа «Рефинансирование», позволяющая приобретать новый автомобиль в кредит, сдав в качестве первого взноса свой автомобиль также находящийся в кредите. Все названные программы реализуются совместно с банками-партнерами.
В 2006 году сразу несколько производителей заявили о намерении открыть собственные независимые банковские подразделения в России. Среди них Renault, Daimler Chrysler, Toyota, BMW. Они отдают себе отчет, что придется конкурировать с существующей стабильной банковской филиальной сетью, с сильными игроками, которые предлагают высокое качество обслуживания. Соответственно, результатом появления данных структур будет значительное сужение рынка и увеличение конкуренции между его участниками. Весьма вероятно, что банки автопроизводителей охватят наиболее качественный клиентский сегмент рынка автокредитования, поскольку смогут им предложить более конкурентоспособный продукт, нежели наши банки-партнеры.
О выходе на рынок заявили также крупные западные банковские группы, которые начинают процесс приобретения местных банков, что также приведет к определенному переделу рынка. Полагаю, что в течение трех лет на рынке автокредитования останутся только западные банки, банки с большой долей государственного участия, крупные российские банки, банки автопроизводителей.
Если говорить о тенденциях дальнейшего развития автомобильного рынка в 2007 году, то, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса в России, по первому кварталу видно, что на 74% возросли продажи иномарок. По оценкам экспертов, до 95% всего этого парка было добровольно застраховано владельцами от угона и ущерба, а объем совокупной страховой премии по автокаско составил около 600 млн. долларов. Если исходить из предположения, что российский автомобильный рынок в этом году достигнет 40 млрд. долл., а объем автокредитования составит от 10 млрд. долл. до 12 млрд. долл., то можно сделать вывод, что кредитные предложения могут дать страховщикам рост премий по автокаско в размере около 30-40%% в 2007 году.