Брокерам следует поторопиться
Андреева Татьяна Эрастовна
Заместитель начальника управления надзора и контроля Федеральной службы страхового надзора (ФССН)
|
Какие ошибки наиболее часто допускают брокеры при подаче документов на лицензирование в ФССН? На что нужно обратить внимание, собираясь приступить к брокерской деятельности в области страхования?
Законодательные требования к порядку лицензирования брокеров установлены, прежде всего, в Законе Российской Федерации от 27.11.1992г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон), а также отдельные моменты регламентированы приказом Минфина России № 60н от 11.04.2006 «Об утверждении положения о требованиях к заявлению, сведения и документам, представляемым для получения лицензии на осуществление деятельности субъектов страхового дела» (далее – приказ Минфина №60н). В соответствии с этими документами лицензионные требования, установленные для брокеров, значительно менее жесткие, чем для страховщиков.
К сожалению, не все брокеры знают, что действовавшее ранее Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, утвержденное Приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 09.02.1995г. №02-02/03, было отменено, связи с изданием приказа Минфина России от 30.01.2006 №16н. В частности, в документах брокеров, подаваемых на лицензирование, мы до сих пор иногда встречаем ссылки на это Положение.
Наиболее проблемными в составе пакета документов, представляемых соискателями лицензий на осуществление страховой брокерской деятельности, являются образцы договоров, по которым они намереваются работать. К сожалению, мы не вправе директивно определить, какой образец договора является идеальным – это виднее самим профессионалам, которые непосредственно работают в этой области и знают, что должно быть в договоре, а чего не должно быть, чтобы он соответствовал требованиям закона, а также соблюдал интересы брокера и клиентов.
Основная трудность здесь связана, как правило, с тем, что до обращения за получением лицензии страхового брокера компании при оказании услуг не разделяли свою деятельность, действуя как от собственного имени, так и от имени клиента (страхователя или страховщика), то есть осуществляли деятельность в качестве как брокера, так и страхового агента.
Поскольку с момента получения лицензии для страхового брокера вступает в действие запрет на осуществление деятельности страхового агента, то это должно быть учтено и в образцах договоров, представляемых на лицензирование. К сожалению, в тех договорах, которые к нам поступают, компании не всегда четко разделяют страховую агентскую и брокерскую деятельность и не до конца «вычищают» функции агента. Достаточно часто встречается ситуация, когда из отдельных положений договоров можно сделать вывод об одновременном действии брокера в интересах страховщика и страхователя при оказании услуг одному и тому же страхователю, что прямо запрещено статьей 8 Закона. Встречаются также, варианты, когда договор заключается между страхователем и брокером, но услуги брокера оплачиваются страховщиком.
Все вышеизложенные нарушения и несоответствия необходимо устранить при представлении документов на лицензирование. Правоспособность страхового брокера должна определяться, исходя из положений ст. 8. Закона.
Также следует обращать внимание на содержание устава страхового брокера в части определения тех видов деятельности, которые вправе осуществлять страховой брокер. Там тоже достаточно часто указываются виды деятельности, несоответствующие требованиям закона к брокеру. Например: виды деятельности, не связанные со страхованием, или свидетельствующие об оказании услуг страхового агента.
Меньший процент нарушений связан с невыполнением квалификационных требований, которые установлены для руководителя и главного бухгалтера страхового брокера. Мы рекомендуем при представлении данной информации руководствоваться приказом Минфина №60н, который содержит формы, в соответствии с которыми представляются соответствующие сведения.
ФССН обобщила практику обращения соискателей лицензии, и в декабре прошлого года выпустила и разместила на своем сайте информационное письмо № 13785/02-02. Там мы попытались сформулировать те типичные нарушения, с которыми приходится наиболее часто сталкиваться.
В настоящее время многие компании, исправив ошибки и учтя полученные замечания после нашего первого отказа, вторично обращаются за лицензиями. На этой стадии процесс лицензирования идет значительно быстрее – мы смотрим уже доработанные документы с учетом замечаний ФССН, и вероятность получения лицензии после внесения исправлений составляет порядка 90 %.
Необходимо отдельно отметить значительный вклад в дело лицензирования страховых брокеров профессионального объединения страховых брокеров – Ассоциации профессиональных страховых брокеров и консультантов.
Ассоциацией были представлены и согласованы с ФССН образцы договоров на оказание услуг страхового брокера, которые соответствуют требованиям законодательства и могут быть использованы в практической деятельности, в том числе представлены для получения лицензии.
Установленный законодательством срок рассмотрения документов соблюдается, но он распространяется не только на первичное, но и на повторное обращение за лицензией после получения замечаний и внесения исправлений, срок по нему исчисляется как по новому обращению. Численность персонала, занимающегося документами брокеров, накануне 1 июля, как вы понимаете, не увеличится, поэтому те, кто отложил обращение на последний момент, рискуют просто не успеть получить лицензию.
По нашему мнению, представляется, что наиболее сложная ситуация сложится для компаний, имеющих в своем наименовании словосочетание «страховой брокер», действующие договоры по предоставлению услуг страхового брокера, и не получившие на 01 июля 2007г. соответствующую лицензию. Указанные организации не поднадзорны ФССН и вопросы к ним о соответствии характера их деятельности требованиям законодательства могут возникнуть у правоохранительных и налоговых органов.
Мы не преследуем задачи как-то ограничить работу страховых брокеров. Наша цель - обеспечить выход на страховой рынок нового субъекта страхового дела – страхового брокера, соответствующего установленным требованиям закона, а значит, тем самым защитить интересы его потенциальных клиентов.
Для справки: с момента начала лицензирования страховых брокеров в Службу поступило 117 заявлений, всего выдано – 16 лицензий.