Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия FINNEXT Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  ОСАГО, Страховое право, Автострахование
Полное возмещение убытка – возможны варианты
Фогельсон Юрий Борисович
Профессор кафедры предпринимательского права Государственного Университета – Высшая школа экономики, д.ю.н.
страхование сегодняВ последнее время специалисты в области страхового права часто обращаются к теме правомерности вычета суммы износа запчастей при выплате по ОСАГО или возмещения потерпевшему, так называемой утраты товарной стоимости автомобиля. Считаете ли вы правомерным сложившийся порядок решения данных спорных вопросов?

Начнем с того, что порядок этот пока окончательно не сложился.

Что касается утраты товарной стоимости (УТС), то об этом ГК РФ и Закон об ОСАГО прямо не упоминают, а страховщики отказывают в выплате, ссылаясь на то, что УТС является упущенной выгодой, которая в силу закона об ОСАГО не подлежит возмещению, а также на то, что в Правилах ОСАГО при расчете выплаты учет УТС не предусмотрен.

При анализе этого вопроса имеет значение судебная практика, к которой все чаще юристы обращаются как к источнику права. До последнего времени судебная практика была противоречивой – некоторые суды взыскивали УТС со страховщиков, другие – отказывали. Однако в течение последнего времени опубликованы акты Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ, в которых обоими высшими судами УТС признана реальным ущербом, подлежащим возмещению страховщиками ОСАГО. Я оцениваю эту общую позицию высших судов позитивно, это абсолютно правильное, обоснованное решение.

Автомашины, как и любое другое имущество подвержены моральному износу. В частности, такой моральный износ автомашины происходит при ее повреждении при ДТП и последующем восстановлении. Поэтому я согласен с тем, что УТС - это реальный ущерб, подлежащий возмещению страховщиком в силу ст.6 Закона об ОСАГО. Правила же ОСАГО в этой части закону не соответствуют. Надеюсь, что согласованная позиция высших судов позволит стабилизироваться практике по этому вопросу.

А вот с вычетом износа запчастей из суммы возмещения ситуация несколько иная. Если об УТС в Правилах ОСАГО непосредственно не сказано ничего, то вычет износа в Правилах ОСАГО прямо предусмотрен. Более того, именно это положение Правил ОСАГО было оспорено в Верховном суде РФ и признано законным. Суд в своем решении записал, что вычет износа позволяет полностью возместить потерпевшему его убытки, не допуская при этом его неосновательного обогащения.

Это проблема не только ОСАГО, а проблема всего российского деликтного права (глава 59 Гражданского Кодекса РФ «Обязательства из причинения вреда»). Пока в российском деликтном праве еще используется подход, основанный на двух основных принципах.

Первый - это полное возмещение убытков. Этот принцип закреплен в статье 15 и в статьях 1064 и 1082 ГК РФ. Но при этом сам вопрос о том, что является полным возмещением убытков, оказался спорным и в случае с транспортным средством спорность эта совершенно очевидна. Но об этом чуть дальше.

Второй принцип – недопустимость неосновательного обогащения. По идее той доктрины, которую мы обсуждаем, эти два принципа, действуя в противоположных направлениях и дополняя тем самым друг друга и должны определять величину убытков, подлежащую возмещению. Но в действительности легко видеть, что это не два разных принципа, а один и тот же, и они не действуют в противоположных направлениях, потому что полное возмещение убытков и так подразумевает недопустимость неосновательного обогащения. В этом и есть полнота – все полностью, но не более того. Так что недопустимость неосновательного обогащения – это обратная сторона полного возмещения убытков и нельзя говорить о том, что эти два принципа дополняют друг – это один и тот же принцип.

Эту доктрину мы получили в наследство от советского деликтного права, где главной задачей было отнюдь не максимально возможное возмещение убытков тому, кто пострадал. А все внимание, напротив, уделялось тому, чтобы, не дай Бог, он не получил лишнего. Советское право, которое исходило из этого принципа, было целиком направлено на то, чтобы не дать людям зарабатывать, в том числе и в этих ситуациях. Вот отсюда и проистекал тезис о недопустимости неосновательного обогащения. Большинство современных российских юристов уже понимают несостоятельность такого подхода, но, как мы видим, Верховный суд РФ пока его придерживается.

Общемировая практика и законодательство пошли по иному пути. Они требуют максимально возможного возмещения причинителем вреда потерь пострадавшей стороны. Однако оказалось, что найти максимум очень непросто – последствия причинения вреда могут быть весьма разнообразны и к его причинителю выдвигают все новые и новые требования, конца-краю которым бывает и не видно. Чтобы как-то ограничить требования к причинителю вреда и сделать для него отношения предсказуемыми, разработано правило учета интересов должника (причинителя вреда) при возмещении убытков. Например, один из способов такого учета интересов – возмещать только те убытки, которые их причинитель мог предвидеть. Есть и другие. Обратите внимание: подход принципиально разный. Первый – не дать неосновательно обогатиться одной из сторон, потерпевшему, а второй – учесть интересы другой стороны, причинителя вреда. Именно такой подход представляется мне совершенно верным – возмещать причиненный вред полностью максимально возможным образом, но при этом, не уничтожать непомерными требованиями того, кто обязан его возмещать.

Вернемся к вопросу о «полноте» возмещения убытков. В каком смысле возмещение считать «полным», если говорить об автомашине? В чисто экономическом смысле следует выплатить потерпевшему столько денег, сколько стоили поврежденные детали при их повреждении и неважно, сможет ли он на эти деньги восстановить свою машину и продолжать на ней ездить. Главное – не дать ему больше того, что у него было в денежном выражении, иначе он, не дай Бог, заработает на этом.

Но можно рассуждать и по-иному. Допустим, в результате ДТП поломан бампер. Старых бамперов на сервисах нет, следовательно, в ходе ремонта на машину будет поставлен новый бампер. С точки зрения потребительских свойств машины автовладелец при этом нисколько не обогатится, поскольку потребительские свойства машины не изменятся. Возникает вопрос – что же это за полное возмещение убытков, если потерпевшему выплачивают такую сумму денег, на которую он не может восстановить машину, а должен доплачивать за это из собственного кармана? По-моему, в этой ситуации есть единственное верное решение: надо выплатить потерпевшему столько, чтобы он мог полностью восстановить свою машину так, чтобы на ней ездить. То есть если поломали бампер, то за него надо заплатить, как за новый.

Ну а если угнали или полностью уничтожили машину – тоже покупать ему новую? Нет, здесь ситуация иная - поскольку можно вполне официально купить подержанную машину, то и выплачивать автовладельцу следует столько, чтобы можно было купить точно такую же подержанную машину. Единый принцип очень несложен - возмещать так, чтобы он мог полностью восстановить свою машину, но с минимально возможными для этого затратами. При ремонте износ вычитать не следует, а при возмещении за полностью утраченную машину – необходимо.

Президиум Высшего арбитражного суда РФ поступил в этом вопросе принципиально по-иному, чем Верховный суд РФ. В нескольких своих постановлениях 2007 года Президиум Высшего арбитражного Суда РФ сослался на закрепленный в ст.3 Закона об ОСАГО принцип гарантии возмещения вреда потерпевшим и указал, что Правила ОСАГО в той части, в которой они требуют вычитать при ремонте износ, не соответствуют закону, так как не гарантируют полное возмещение вреда.

В этом вопросе я являюсь полным сторонником позиции Президиума Высшего арбитражного Суда РФ.

Конечно, в связи с тем, что страховщики будут вынуждены платить потерпевшим УТС, и, я надеюсь, износ, появляются вопросы к тарифам ОСАГО. Скорее всего, обязанность выплачивать УТС не учитывалась при расчете тарифов, а что касается износа, то можно определенно сказать, что не учитывалась. Таким образом, чисто экономически, у страховщиков нет источника для выплаты УТС и износа.

Вот об этом и надо, прежде всего, задуматься Правительству РФ в целом и Минфину РФ, частности.


10 июля 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.08 (голосовало: 37 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: