Искривление правового пространства – парадоксы и аномалии
Филипков Вадим Владимирович
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Филипков и партнеры», президент Общества по защите прав потребителей «Страховой и медицинский надзор» (2013)
|
Какие проблемы в треугольнике отношений «брокер-страховщик-страхователь» наиболее критичны сейчас для брокеров? Какие изменения в нормативной базе помогли бы брокерам, страховщикам и страхователям взаимодействовать более эффективно?
В настоящее время выявились достаточно большие проблемы правового регулирования в РФ деятельности страховых посредников и, прежде всего, страховых брокеров.
Действующая редакция статьи 8 Закона «Об организации страхового дела в РФ», устанавливающая правовой статус страховых посредников и объем их правосубъектности, является достаточно противоречивой нормой и имеет недостатки, значительно осложняющие страховую брокерскую деятельность в нашей стране:
Согласно действующей редакции данной статьи страховой брокер осуществляет два вида деятельности:
-
действует в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика);
-
оказывает услуги, связанные с заключением и исполнением договоров страхования (перестрахования).
Учитывая то, что деятельность брокера в соответствии с Законом с 01 июля 2007 года подлежит лицензированию, следует вывод, что в соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ право осуществлять вышеуказанные виды деятельности будут иметь исключительно страховые брокеры с момента получения лицензии.
Такое требование Закона создает определенную правовую коллизию, так как из п. 2. ст. 8 Закона следует, что действие в интересах страховщика подлежит лицензированию (деятельность страхового брокера), а согласно п. 1 этой же статьи – страховой агент действует в интересах страховщика без лицензии. При этом в абзаце втором п. 2 ст. 8 Закона закреплен запрет страховому брокеру осуществлять деятельность страхового агента.
Исходя из требований п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии. Как уже было сказано выше, для осуществления деятельности в интересах страховщика необходимо получить лицензию в качестве страхового брокера. Но брокер, даже получив соответствующую лицензию, не сможет действовать в интересах страховщика, так как на это существует запрет в Законе (запрет на осуществление деятельности в качестве страхового агента).
И это только одна проблема, связанная с несовершенством этой статьи.
Нечеткость правового содержания ст. 8 Закона позволяет произвольно её толковать. Одним из примеров такого толкования является вывод регулятора, что страховой брокер не может действовать в перестраховании от имени перестраховщика. А это в свою очередь приводит к возникновению ситуации, когда тот, кто действует от имени страховщика и перестраховщика определяется как страховой агент, а тот, кто действует от имени страхователя и перестрахователя – как страховой брокер, что представляет собой нонсенс.
Также массу вопросов и споров по-прежнему вызывает объем правосубъектности страховых брокеров: какие все-таки услуги может он оказывать и на основании каких договоров действовать. В приложенном к данному комментарию сокращённом варианте статьи из № 5 журнала «Организация продаж страховых продуктов» авторы попытались разобраться во взаимоотношениях, возникающих между страховыми брокерами, страхователями, страховщиками и перестраховщиками после 1 июля 2007 года. С нашей точки зрения эта проблематика является сегодня весьма актуальной не только для посредников, но и для страхователей и поставщиков страховых и перестраховочных услуг.
В то же время из анализа правовой ситуации, в которой оказались участники страховых отношений в связи с недостатками ст.8 Закона, можно сделать вывод, что в действующей редакции Закона фактически извращено понятие страхового брокера как профессионального страхового посредника. Кроме того, ее содержание, с учетом правоприменительной практики, существенно ограничивает деятельность отечественных страховых брокеров по сравнению с деятельностью независимых страховых посредников в других странах.
Поэтому, в целях становления в нашей стране нормальных страховых отношений и развития на этой основе рынка страхования необходимо изменить законодательство о брокерах. Эти изменения должны осуществляться на базе реального знания бизнес-процессов, составляющих страховую брокерскую деятельность, а НЕ путём правового насилия над действительностью, который неизбежно приведёт рынок в очередной тупик.