Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Морское страхование
Предупрежден – значит вооружен
Грепачевский Игорь Вадимович
Начальник отдела АНО «Метеоагентство Росгидромета»
страхование сегодняМногочисленные аварии на море, произошедшие с отечественными судами в последние годы, например, авария в Керченском проливе 2007 год, или гибель судов «Аросса» и «West» в Японском море в ноябре 2004 года, гибель в октябре 2006 года теплохода «Синегорье» и др., актуализируют проблему информационного гидрометеорологического обеспечения морского страхования в России. Как организована эта система в нашей стране?

Сразу нужно сказать, что вообще система страховой защиты от воздействия опасных и неблагоприятных погодных явлений в России пока только формируется. И очевидным является тот факт, что для ее успешного развития информационное гидрометеорологическое обеспечение играет не последнюю роль. Значение гидрометеорологической информации для морского страхования будет и дальше повышаться. Тем более, что современные тенденции в развитии экономики страны на ближайшие годы – это возрастание объемов транспортных морских перевозок, в том числе опасных грузов (прежде всего углеводородного сырья), а также быстрое увеличение маломерного флота. Несмотря на то, что отечественные страховые компании не ожидают существенного роста объемов рынка морского страхования, обсуждаемые на государственном уровне решения о необходимости введения в стране обязательного страхования на морском транспорте могут способствовать существенному увеличению объемов страхования в этом виде страховой защиты. Необходимо также отметить, что опасность со стороны погодной стихии для безопасного мореплавания и стоянок судов с каждым годом увеличивается.

В последние годы морскими подразделениями службы ежегодно регистрируется около 100 опасных явлений (в 2007 году – 127), которые прогнозируются с заблаговременностью от 6 до 48 часов. Средняя оправдываемость морских прогнозов и штормпредупреждений составляет около 98%, то есть из 100 подготовленных прогнозов оправдывается 98.

Гидрометеорологическая информация для обеспечения безопасности судоходства в России, как и в большинстве других стран мира, предоставляется специалистами национальных гидрометеорологических служб. В соответствии с законодательством РФ Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является единственным органом исполнительной власти, осуществляющим выпуск экстренной информации – штормовых предупреждений и оповещений об опасных природных явлениях на территории страны, а также о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды, представляющих угрозу. Для подготовки такой информации используются данные наблюдений нескольких сотен морских прибрежных станций. Наблюдения в акваториях морей проводятся на 17 научно-исследовательских судах Росгидромета и морских судовых станциях других организаций. Для составления морских гидрологических прогнозов также используется спутниковая метеорологическая информация.

Несмотря на имеющийся в организациях Росгидромета значительный информационный потенциал данных для принятия мер по безопасности мореплавания и стоянки судов, эти информационные ресурсы судовладельцами и портовыми службами используются недостаточно эффективно. Например, как показали результаты расследования недавно произошедших трагических событий в Керченском проливе, гидрометеорологические прогнозы и штормовые предупреждения о резком ухудшении погодных условий (сильном ветре и сильном волнении на море) подразделениями Росгидромета были доведены по установленной форме в заинтересованные организации (администрации морских портов, органы МЧС России и радиоцентр Новороссийского ФГУП «Росморпорт») для дальнейшей передачи капитанам судов по системе НАВТЕКС с заблаговременностью более 12 часов. Таким образом, это резкое ухудшение погодных условий к «стихийным» (в смысле, внезапно возникшим) не относится. У портовых служб и судовладельцев было достаточное время, чтобы подготовиться и принять все возможные меры защиты от опасных погодных условий. Однако 11 ноября 2007 года от сильного ветра и волнения в Керченском проливе пострадало более 10 судов, погибли люди. Из-за разливов нефтепродуктов был нанесен значительный ущерб побережью и морской среде. Это в определенной мере свидетельствует о пренебрежительном отношении к гидрометеорологической информации со стороны судовладельцев и капитанов морских судов.

Поскольку именно убытки, как правило, покрывают страховые компании, то, по моему мнению, именно у них должна существовать прямая заинтересованность в этой информации. Однако, как показывает практика, страховые компании также довольно скептически относятся к использованию данных Росгидромета. Между тем, использование гидрометеорологической информации могло бы сократить необоснованные выплаты со стороны страховщиков, в случаях, когда судовладельцы излишне рискуют и не соблюдают нормы мореплавания. По крайней мере игнорирование судовладельцем или капитаном информации о состоянии погодных условий, и как следствие, аварии, инциденты, гибель и повреждение грузов и т.д. – это повод для начала судебного разбирательства о наличии факта страхового события.

Специалисты Росгидромета готовы к сотрудничеству со страховыми компаниями для формирования такой информационной системы в страховании, которая могла бы способствовать более эффективной защите мореплавания от погодных рисков.

Одна из существенных проблем сотрудничества между Росгидрометом и страховыми компаниями связана с применяемой в настоящее время в системе страхования терминологии (вихрь, циклон и др.), которая не используется в технических документах Росгидромета. Принятие единообразной терминологии является важным условием для сотрудничества и исключения разных подходов к оценке толкования страховых событий.

Конечно, нужно понимать, что гидрометеорологические прогнозы имеют вероятностную оценку будущего состояния погоды. Однако, если бы эти оценки имели стопроцентную оправдываемость, то и в страховании от погодных рисков необходимости не было. И все-таки, уже сегодня применение гидрометеорологической информации для защиты от негативного влияния погодных условий признано мировым сообществом важнейшим фактором, способствующим снижению рисков. Поэтому применение гидрометеорологической информации на морском и внутреннем водном транспорте предусмотрено в нормативных документах. Хочется надеяться, что страховой бизнес в более полной мере воспользуется этой возможностью для формирования эффективной системы этого вида страхования.


11 марта 2008 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Морское страхование
В материале упоминаются:
Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 7.43 (голосовало: 14 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: