Многочисленные аварии на море, произошедшие с отечественными судами в последние годы, например, авария в Керченском проливе 2007 год, или гибель судов «Аросса» и «West» в Японском море в ноябре 2004 года, гибель в октябре 2006 года теплохода «Синегорье» и др., актуализируют проблему информационного гидрометеорологического обеспечения морского страхования в России. Как организована эта система в нашей стране?
Сразу нужно сказать, что вообще система страховой защиты от воздействия опасных и неблагоприятных погодных явлений в России пока только формируется. И очевидным является тот факт, что для ее успешного развития информационное гидрометеорологическое обеспечение играет не последнюю роль. Значение гидрометеорологической информации для морского страхования будет и дальше повышаться. Тем более, что современные тенденции в развитии экономики страны на ближайшие годы – это возрастание объемов транспортных морских перевозок, в том числе опасных грузов (прежде всего углеводородного сырья), а также быстрое увеличение маломерного флота. Несмотря на то, что отечественные страховые компании не ожидают существенного роста объемов рынка морского страхования, обсуждаемые на государственном уровне решения о необходимости введения в стране обязательного страхования на морском транспорте могут способствовать существенному увеличению объемов страхования в этом виде страховой защиты. Необходимо также отметить, что опасность со стороны погодной стихии для безопасного мореплавания и стоянок судов с каждым годом увеличивается.
В последние годы морскими подразделениями службы ежегодно регистрируется около 100 опасных явлений (в 2007 году – 127), которые прогнозируются с заблаговременностью от 6 до 48 часов. Средняя оправдываемость морских прогнозов и штормпредупреждений составляет около 98%, то есть из 100 подготовленных прогнозов оправдывается 98.
Гидрометеорологическая информация для обеспечения безопасности судоходства в России, как и в большинстве других стран мира, предоставляется специалистами национальных гидрометеорологических служб. В соответствии с законодательством РФ Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является единственным органом исполнительной власти, осуществляющим выпуск экстренной информации – штормовых предупреждений и оповещений об опасных природных явлениях на территории страны, а также о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды, представляющих угрозу. Для подготовки такой информации используются данные наблюдений нескольких сотен морских прибрежных станций. Наблюдения в акваториях морей проводятся на 17 научно-исследовательских судах Росгидромета и морских судовых станциях других организаций. Для составления морских гидрологических прогнозов также используется спутниковая метеорологическая информация.
Несмотря на имеющийся в организациях Росгидромета значительный информационный потенциал данных для принятия мер по безопасности мореплавания и стоянки судов, эти информационные ресурсы судовладельцами и портовыми службами используются недостаточно эффективно. Например, как показали результаты расследования недавно произошедших трагических событий в Керченском проливе, гидрометеорологические прогнозы и штормовые предупреждения о резком ухудшении погодных условий (сильном ветре и сильном волнении на море) подразделениями Росгидромета были доведены по установленной форме в заинтересованные организации (администрации морских портов, органы МЧС России и радиоцентр Новороссийского ФГУП «Росморпорт») для дальнейшей передачи капитанам судов по системе НАВТЕКС с заблаговременностью более 12 часов. Таким образом, это резкое ухудшение погодных условий к «стихийным» (в смысле, внезапно возникшим) не относится. У портовых служб и судовладельцев было достаточное время, чтобы подготовиться и принять все возможные меры защиты от опасных погодных условий. Однако 11 ноября 2007 года от сильного ветра и волнения в Керченском проливе пострадало более 10 судов, погибли люди. Из-за разливов нефтепродуктов был нанесен значительный ущерб побережью и морской среде. Это в определенной мере свидетельствует о пренебрежительном отношении к гидрометеорологической информации со стороны судовладельцев и капитанов морских судов.
Поскольку именно убытки, как правило, покрывают страховые компании, то, по моему мнению, именно у них должна существовать прямая заинтересованность в этой информации. Однако, как показывает практика, страховые компании также довольно скептически относятся к использованию данных Росгидромета. Между тем, использование гидрометеорологической информации могло бы сократить необоснованные выплаты со стороны страховщиков, в случаях, когда судовладельцы излишне рискуют и не соблюдают нормы мореплавания. По крайней мере игнорирование судовладельцем или капитаном информации о состоянии погодных условий, и как следствие, аварии, инциденты, гибель и повреждение грузов и т.д. – это повод для начала судебного разбирательства о наличии факта страхового события.
Специалисты Росгидромета готовы к сотрудничеству со страховыми компаниями для формирования такой информационной системы в страховании, которая могла бы способствовать более эффективной защите мореплавания от погодных рисков.
Одна из существенных проблем сотрудничества между Росгидрометом и страховыми компаниями связана с применяемой в настоящее время в системе страхования терминологии (вихрь, циклон и др.), которая не используется в технических документах Росгидромета. Принятие единообразной терминологии является важным условием для сотрудничества и исключения разных подходов к оценке толкования страховых событий.
Конечно, нужно понимать, что гидрометеорологические прогнозы имеют вероятностную оценку будущего состояния погоды. Однако, если бы эти оценки имели стопроцентную оправдываемость, то и в страховании от погодных рисков необходимости не было. И все-таки, уже сегодня применение гидрометеорологической информации для защиты от негативного влияния погодных условий признано мировым сообществом важнейшим фактором, способствующим снижению рисков. Поэтому применение гидрометеорологической информации на морском и внутреннем водном транспорте предусмотрено в нормативных документах. Хочется надеяться, что страховой бизнес в более полной мере воспользуется этой возможностью для формирования эффективной системы этого вида страхования.