Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Второй Евразийский Актуарный Конгресс Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Перестрахование
Транспарентность активов и надежность перестрахования
Станченко Евгений Владимирович
Генеральный директор ОАО ПО «Профиль Ре»
страхование сегодняВ чем выражается понятие «транспарентность компании» применительно к перестраховочным организациям? Какие методы управления активами и создания внутренней отчетности соответствуют современным стандартам рынка перестрахования?

Активы – это один из основных показателей, который определяет финансовую устойчивость перестраховочной компании. При этом значение имеют не только показатели общего объема и структуры активов, особое внимание следует уделять самым ликвидным активам, таким как депозиты  и остатки на счетах в банках. Это те средства, которые доступны в течение одного дня. И например, если в перестраховочную компанию заявляется убыток, то исходя из величины этих высоко ликвидных активов будет определена ее способность быстро аккумулировать средства и произвести выплату.

Кроме того, имеет значение не столько абсолютный размер показателей активов, хотя он может быть очень высоким, но важно видеть их динамику. Наблюдая положительное изменение суммы ликвидных активов за ряд периодов времени у своего перестраховщика, цедент получает уверенность, что у него есть средства для выполнения собственных обязательств, а значит, размещение у него рисков является надежным. Рост активов перестраховщика – это более информативный показатель, нежели просто сведения о росте сборов перестраховочной премии. Он иллюстрирует качество работы компании, развитие ее бизнеса, увеличение резервов и реальный финансовый потенциал.

Имеет значение и структура портфеля активов, с точки зрения банков, - в каких конкретно банках открыты депозиты и расчетные счета. Насколько соответствует современным требованиям соотношение в портфеле банков высшей категории надежности и высокодоходных банков, не входящих в топ-10,– это тоже крайне важный фактор качества управления активами.

Учитывая все эти факторы, мы у себя в компании приняли решение открыть новую опцию для своих партнеров – регулярное сообщение о состоянии наших активов на сайте компании по адресу: http://www.profile-re.ru/aktiv. Предусмотрено обновление сведений с еженедельной периодичностью. В дальнейшем мы будем развивать систему публикуемых показателей и постепенно осуществить переход к ежедневному обновлению.

В настоящее время мы пока не смогли найти какой-либо другой перестраховочной компании (ни в России, ни на Западе), которая бы публиковала сведения об активах в подобном режиме. В то же время, уверен, что подобный подход к раскрытию информации об активах перестраховщика в ближайшем будущем закрепится на российском рынке. Теоретически говорить об открытости и информационной прозрачности готовы были говорить многие компании. Теперь пришло время переходить к практическому этапу реализации объявленных принципов транспарентности – раскрывать конкретную информацию, сколько и каких активов имеет перестраховщик в покрытие своих обязательств перед цедентами. Я думаю, нашему примеру потом последуют другие компании, и тогда потребители услуг по перестрахованию смогут сравнивать компании между собой, и выбирать себе партнера, в том числе, и учитывая информацию об активах в данном разрезе. Перестраховщики будут даже, в определенном смысле, вынуждены в том или ином виде показывать свою структуру активов, это станет дополнительным инструментом конкуренции.

Понятно, что на имидже перестраховщика положительно сказывается плюсовая динамика показателей. Например, показанный нашей компанией за последнюю неделю февраля рост активов на 2,5 миллиона рублей (это больше 1 %) – факт трактуемый однозначно положительно. Но что означает ситуация, когда происходит уменьшение суммы активов перестраховщика – не уменьшается ли его способность произвести выплату по последующим убыткам? В действительности, активы целесообразно рассматривать не столько в рамках одного дня, сколько по длительной динамике. Разумеется, после произведенной крупной выплаты (положительного, в общем-то, факта для цедентов, означающего, что перестраховщик действительно платит по убыткам) – размер активов уменьшится. При стабильном ежедневном поступлении премии расходы все-таки, как правило, выпадают на определенное время, и колебания размера активов возможны. Позитивным считается, в целом, положительная динамика показателя активов (общего и по группе наиболее ликвидных активов) за ряд отчетных периодов, при этом каждое колебание вниз, во-первых, не должно быть значительным по сумме, а во-вторых, должно быть объяснимо либо урегулированными в те даты крупными убытками, либо значимыми операционными расходами (выдача зарплаты, уплата налога на прибыль и т.п.)

Безусловно, наблюдение за активами своего перестраховщика в указанном режиме дает более высокую степень достоверности, нежели использование данных из отчетности, предоставляемой в порядке надзора. Безусловно, в нормативных актах по поводу резервов и активов, в принципе, есть определенные требования, достаточно жесткие, но там речь идет только об информации по состоянию на отчетные даты. Периодичность ее подготовки ежеквартальная, а что происходит с активами в промежутках между отчетами - проверить достаточно сложно. Иной раз к отчетной дате счет «накачивают», а на следующий все возвращают в прежнее состояние, к сожалению, несмотря на все усилия ФССН, такие ситуации на рынке до сих пор еще есть. Поэтому партнерам перестраховщика предпочтительнее принимать во внимание все-таки сведения об активах, публикуемые с более частой периодичностью. И если компания готова такие сведения предоставлять – это говорит о том, что она никаких искусственных действий по накачке активов на отчетную дату не предпринимает.

Сейчас иногда звучат мнения, не стоит ли вслед за Банком России, принимающим отчетность у банков каждый день, перейти на ежедневную отчетность и ФССН? Идея не лишена здравого смысла для рынка перестрахования, хотя реализация ее, безусловно, связана с определенными затратами. Но с другой стороны, это бы стимулировало компании настроить IT-систему таким образом, чтобы не возникало сложностей. Пришлось бы один раз перестроить бизнес-процесс и модернизировать систему, и в дальнейшем ежедневно выводить эти отчеты без проблем. На мой взгляд, даже для небольшой по численности компании это вполне реально. Мы сейчас тестируем еженедельную систему отчетности, но по сути ее можно будет использовать и ежедневно. Время исполнения отчета – 5 минут, включая процедуры получения сведений об остатках в банках, внесения обновлений и подготовке отчета. Более частая отчетность позволяет обеспечить большую степень контроля за перестраховщиком, а значит - прозрачность, оперативность и надежность перестраховочных операций.

Мы уже не первый раз вводим новые стандарты перестраховочной деятельности. Еще раньше были введены «стандарты оперативности», до сих пор не имеющие аналогов на рынке: котировка за час, акцепт день в день и выплата на следующий день. Могу сказать, что западные компании не работают так же оперативно, к примеру, у них срок котировки – это минимум неделя. На западе просто нет такого уровня конкуренции, чтобы работать столь же оперативно. Перестрахование как бизнес ведет отсчет с XIX века (когда вошли в силу крупнейшие европейские компании), за эти годы сложились определенные стереотипы, не всегда позитивные. Вот как они тогда, десятилетия назад, привыкли – так и работают до сих пор.

Другой вопрос, что для крупных международных компаний такое отставание не несет непосредственной угрозы для конкурентоспособности, поскольку это они выдвигают свои требования клиенту, а не наоборот. У них нет направленности на рядового клиента, нет желания учитывать его интересы. Распространена и такая практика, что время ответа (котировки, рассмотрения убытка и т.п.) сильно зависит от того, какой именно это клиент – если крупный и давно с ними работающий, его обслужат быстрее, а маленькая компания будет долго ждать.

Попробуйте сравнить ситуацию с каким-нибудь другим бизнесом, например, с продажей дорогих автомобилей в салоне. Любой человек, независимо от того, есть у него деньги или нет, вправе прийти в салон, все посмотреть, посидеть в машине, покопаться в капоте, позадавать вопросы, и при этом не обязательно сразу купить – и его там вежливо обслужат, ответят на интересующие вопросы и т.п. Это требование нашего времени. Люди хотят иметь полную информацию о покупаемых товарах и услугах и делать выбор осознанно.

И на нашем перестраховочном рынке сейчас, на мой взгляд, постепенно складывается похожая ситуация. Есть «старинные» компании, они имеют большой опыт, но постепенно становятся жертвами собственного подхода, и начинают проигрывать. А более молодые и динамичные компании, способные более мобильно совершенствовать свои технологии, все чаще задают принципиально иные стандарты ведения перестраховочного бизнеса. И основной потенциал роста таких компаний – это клиенториентированный подход и учет потребностей всех партнеров, независимо от их размеров и длительности сотрудничества.


14 марта 2008 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.22 (голосовало: 60 чел.)
10   
Предыдущие отзывы:
14 марта 2008 г. 18:06 Avtor
отчеты хорошо работать некому
Удачи
15 марта 2008 г. 21:33 Любознательный
А зачем данные об активах
без данных об обязательствах?
Ведь на платежеспособность компании - а именно это интересно мне, как клиенту, сами по себе активы никак не влияют - мне надо бы знать, а сколько раз эти активы уже "проданы", сколько под эти активы компания уже рисков подписала и удерживает...
Вот тогда - да. А так это все чистый пиар из серии "Ингосстрах платит всегда" или "Москва Ре платит в 24 часа".
17 марта 2008 г. 08:59 Автор отзыва
Состав данных для финансового анализа.
Как раз перестраховочной компании платить в 24 часа, как правило, не приходится...
По составу данных - необходимо МИНИМУМ:
1. Балансы шагом в календарный год с расшифровками;
2. P&L текущий и за прошлый отчетный год;
3. Отчет о платежеспособности;
4 Информация по операционному сегменту...

НО, на данный момент ни одна российская С(П)К не сможет обеспечить указанные выше данные в приемлемые сроки без искажений...
17 марта 2008 г. 14:38 Евгений Станченко
Любознательному:
О каких обязательствах вы говорите? Если говорить о текущих обязательствах (текущие выплаты, зарплата, расходы на ведение дел...), они не значительны, ежедневно в среднем 200-300 тыс. руб., оплачиваются по мере возникновения, в месяц 7-10 млн. руб. Текущая (срочная) ликвидность во много раз превышает нормативные значения.
Ликвидные активы собственные, никому не "проданы". Заемные средства составляют менее 1 %.
Если говорить о средне и долгосрочных обязательствах (долгосрочные пассивы), эту информацию можно найти в балансе: собственные средства и резервы. Также смотрите на нашем сайте, звоните, ответим.

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: