Страхование жизни в России: ожидание роста
Рыжков Михаил Викторович
Генеральный директор ООО СК «Ингосстрах-Жизнь» до 01.03.2011 г.
|
Что из себя представляет сегодня рынок страхования жизни в России? Каковы перспективы отечественных страховщиков на рынке классического накопительного страхования жизни и страхования от несчастных случаев?
Я бы сказал, что рынок пока находится в такой стадии, которую можно охарактеризовать как «стадия ожидания роста страхования жизни». И хотя объем рынка пока небольшой, и число игроков тоже, но есть ощущение, что в ближайшем будущем – к 2012-2016 году – рынок существенно вырастет. Уже сейчас мы видим, что компании, всерьез пришедшие на этот рынок и намеренные работать на коммерческих принципах, показывают порядка 40 % прироста за год.
Объем рынка реального страхования жизни в России на конец 2007 года, по нашим оценкам, составил около 6 млрд руб. Подобный показатель был достигнут вследствие устойчивого роста в последние несколько лет – как показывает статистика, реальный рынок рос в 1,4 раза ежегодно.
За этот период на российском рынке страхования жизни наблюдался ряд тенденций. Первая из них, безусловно, наиболее благоприятная – это очищение рынка от налоговых схем и переход к классическому страхованию. Кроме того, следует отметить снижение уровня «кэптивности» и активное развитие добровольного страхования. При этом одним из драйверов страхования жизни в России стало развитие кредитования физических лиц.
Таким образом, по разным прогнозам, размер рынка в 2012 году может составить от 18 млрд руб. до 32 млрд руб.
С точки зрения состава игроков на этом рынке, сегодня в России «рыночное» страхование жизни активно развивают около 15 страховых компаний. Более половины из них – это компании с участием иностранного капитала. За прошлый год наблюдалось снижение общего количества компаний, имеющих лицензию на страхование жизни в результате удаления с рынка операторов, занимавшихся «схемами».
Одна из основных характеристик реального страхования жизни – это рынок, который в значительной мере движется продавцами. Чем больше у нас продавцов - тем больше и спроса. Страхование жизни - это не тот продукт, за которым выстраивается очередь. Самые лучшие продавцы, способные к продвижению бизнеса, работают именно в страховании жизни. Поэтому реальное лидерство будет принадлежать тем компаниям, которые смогут организовать систему продаж по всей территории России.
Важный момент развития компаний по страхованию жизни – это работа на смежном секторе рискового страхования (страхования от несчастного случая). Страхование жизни и от несчастного случая идут рука об руку, оба они продаются как на корпоративной, так и на индивидуальной основе. На сегодняшний день в России – это сопоставимые по объему рынки. Но рынок страхования от несчастного случая уже более насыщен, потребность в нем у потребителей, особенно заемщиков по кредитным продуктам, более актуализирована, поэтому сейчас темпы роста по этому виду немного замедлятся – он будет расти на 15-20 % в год.
Я бы сказал, что защита от несчастного случая – это своего рода «смазка процесса продаж», то есть это один из первых, базовых продуктов, которые узнают агенты, на нем они постигают азы технологии продаж. Первым его познает и клиент, такой продукт недорог и нужен всем, и поэтому потом он очень хорошо помогает продвигать уже основной продукт – страхование жизни. Параллельные продажи страхования жизни и от несчастного случая обеспечивают синергию и консолидацию клиентского портфеля при максимизации результата работы агентской сети. Поэтому эти рынки растут синхронно, и большинство страховщиков жизни продают и собственно страхование жизни, и страхование от несчастного случая. Страхование от несчастного случая благодаря своей быстрой окупаемости и прибыльности, частично компенсирует инвестиции в развитие долгосрочных проектов по страхованию жизни.
Исследования показывают, что готовность населения к восприятию предложений по долгосрочному страхованию жизни растет. При этом страховой рынок России сейчас находится на такой стадии, что темпы его развития напрямую зависят от темпов развития компаний по страхованию жизни. Положительные факторы развития страны в целом, например, рост уровня жизни населения, заметный рост численности среднего класса, увеличение ВВП на душу населения и повышение общего уровня культуры страхования, неизбежно подтолкнут рост рынка страхования жизни.
Высоко оценивая привлекательность данных рынков, наша компания ставит себе амбициозные задачи: сбор премии по всем линиям бизнеса к 2012 году должен достигнуть– 3 700 млн руб., а компания - войти в тройку лидеров по долгосрочному страхованию жизни в России, одновременно находясь на первом месте среди национальных компаний. Кроме того, мы планируем сохранять лидерство в корпоративном и индивидуальном страховании от несчастных случаев (сейчас сборы по этому виду составляют до 70 % портфеля нашей компании и 10 % национального рынка). Такие стратегические задачи диктуются нашим видением состояния рынка, перспектив его роста и оценкой собственного потенциала. Работа в составе группы компаний Ингосстраха предоставляет широкие возможности, такие как многообразие каналов сбыта и кросс-продаж, и не реализовать это – значит, упустить исторический шанс.