Без права на ошибку
Харламова Ирина Геннадьевна
Руководитель направления облигаторного перестрахования ЗАО «Восточная перестраховочная компания»
|
С какими проблемами при обработке документации по перестрахованию сегодня сталкиваются перестраховщики? Каковы наиболее типичные, часто встречающиеся ошибки перестрахователей?
Трудоемкость работы персонала перестраховочной компании во многом определяется качеством поступающей документации. К сожалению, до сих пор в российской практике качество документов по перестрахованию остается невысоким, там содержится немало ошибок, выявлять которые приходится специалистам перестраховщика. Особенно велико их число в автостраховании.
Наиболее часто встречающиеся ошибки в договорах облигаторного перестрахования автотранспортных средств можно разделить на две основных категории:
Категория 1. Ошибки технические, непреднамеренные:
- ошибки при первичной обработке информации;
- ошибки в формулах и расчетах;
- ошибки вследствие отсутствия у сотрудника необходимой квалификации и пр.
Категория 2. Ошибки умышленные, преднамеренные:
- несоблюдение условий договора;
- передача части рисков, а не полного портфеля и пр.
Непреднамеренные (технические) ошибки возникают в процессе формирования бордеро для перестраховщика, и основной причиной их возникновения здесь следует считать человеческий фактор.
Наиболее часто такие ошибки делаются при расчете ответственности и страховой премии, обычно в договорах на базе эксцедента сумм, в тех моментах, когда страховая стоимость автомобиля превышает прописанный в договоре лимит. Кроме того, при формировании бордеро при помощи программы Ехсеl из-за изменения форматов ячеек и формул данные могут просчитываться неверно. Неверный расчет может быть сделан при отсутствии у составляющего документ лица необходимых знаний в данной области (выбор неправильной формы, неверная или неполная форма данных). Также неверные данные в бордеро могут появляться за счет ошибок при первичной обработке информации по договорам прямого страхования, или при пересчете премии методом pro-rata temporis если срок перестрахования больше или меньше года.
Достаточно часто в бордеро возникают ошибки, связанные с периодом страхования/перестрахования, в тех случаях, когда оплата премии по прямому договору страхования произведена в одном отчетном периоде (месяце или квартале), а срок страхования и, соответственно, перестрахования начинается в следующем отчетном периоде. Например, срок страхования/перестрахования начинается с 01.05.2008 г., а премия оплачена 30.04.2008 г. Очень часто такие договоры попадают в бордеро за предыдущий период (в данном примере за апрель, так как в нем оплачена премия). Но они должны быть учтены в бордеро за май, так как перестраховщик не может нести ответственность по договорам, ответственность перестрахователя по которым еще не началась.
Что касается второй категории ошибок - умышленных или преднамеренных, то по большому счету их даже нельзя считать «ошибкой» в полном смысле этого слова. Чаще всего такой дефект документа связан с наличием изначального преднамеренного несоблюдения условий облигаторного перестрахования со стороны перестрахователя.
Например, перестрахователь может умышленно не включать в бордеро все риски, которые должны были бы быть переданы в соответствии с условиями договора. Но потом, в случае наступления страховых событий по таким договорам, составляет бордеро «вдогонку», одновременно включая убытки по этим случаям в бордеро убытков (заявленных неурегулированных либо уже урегулированных).
Если такая ситуация происходит в период действия договора облигаторного перестрахования, то она может быть расценена как ошибка или упущение, и такие договоры принимаются к учету. Если же договор облигаторного перестрахования на данный момент уже закончил свое действие, то премии по данным договорам прямого страхования, а также убытки по ним не могут быть приняты к учету перестраховщиком.
Таким образом, большое число ошибок как непреднамеренных, так и умышленных, может существенно осложнять исполнение облигаторного договора, повышает трудоемкость его обработки и накладные расходы перестраховщика.