Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Кадры, Управление, Кризис и страхование
Роль HR-менеджмента в условиях кризиса
Николенко Николай Петрович
Первый заместитель председателя правления СОАО «Русский Страховой Центр» до 25.12.2010 г.
страхование сегодняКак меняется роль HR-менеджера в современных условиях, когда многие страховые компании решают задачу сокращения расходов на персонал? Какие новые ориентиры ставятся перед системой управления персоналом на фоне финансовых трудностей?

В прошлом комментарии мы говорили о роли человеческого фактора в страховании. Хотел бы поблагодарить всех тех, кто отозвался на мои комментарии. Отклики на мои публикации только подтвердили простую и очевидную мысль: персонал – главное конкурентное преимущество любой компании. Также еще раз хочу подчеркнуть для особо пытливых: комментарий не статья и не научная работа, а всего лишь заострение внимания аудитории на какой-то одной мысли или одном явлении. Кто эту мысль уловил, тот поймет, что ему делать дальше. Для кого эта мысль не покажется существенной, ее просто надо пропустить. Вот и все.

Однако вернемся к теме комментария. Со времени прошлой публикации экономическая ситуация на страховом рынке претерпела существенные изменения в силу того, что медленно, но уверенно, в нашей стране разворачивается экономический кризис, который никак не обойдет и страховые компании.

Хочу особо отметить, кризисная ситуация на нашем рынке осложняется тем, что многие компании в течение последних 2-3 лет готовились к продаже, наращивая объемы страховых премий. При этом использовались традиционные для этой цели инструменты: демпинг по ценам, высокое комиссионное вознаграждение, высокие заработные платы продавцам для привлечения их в компанию. Все это привело к тому, что у значительного числа компаний «финансовая подушка» оказалась достаточно слабой. Поэтому в сегодняшней ситуации таким компаниям придется тяжелее всего, так как в условиях кризиса добавляется новый опасный фактор: сокращение входящих финансовых потоков.

Выживаемость компании в условиях кризиса в определяющей степени зависит от следующих составляющих:

  • величина входящих потоков денежных средств;
  • запас финансовой прочности;
  • величина операционных и неоперационных расходов.

При этом фактор величины поступающих денежных потоков в условиях кризиса является для страховых компаний слабоуправляемым. Поэтому воля и решимость топ-менеджмента сокращать неоперационные расходы, основную долю из которых составляют расходы на персонал, является основным фактором выживаемости компании.

Вот поэтому роль HR-менеджмента в условиях кризиса резко возрастает. Если говорить в сжатом виде, то функции HR-менеджмента будут включать в себя следующие основные мероприятия:

  1. Участие в разработке антикризисной программы на предприятии.
  2. Разработка и реализация мероприятий по сокращению персонала.
  3. Разработка и реализация мероприятий по сокращению расходов на работающий персонал.
  4. Информационно-коммуникативное обеспечение антикризисных мероприятий.
  5. Разработка и реализация мероприятий по усилению лояльности работающего персонала.

Для того чтобы эффективно выполнять эти функции от HR-менеджера требуются, как минимум, два главных качества: адекватность и решительность. Адекватность проявляется в глубоком понимании текущей ситуации, которая, в свою очередь, вытекает из развитого интеллекта. Решительность заключается в быстроте реакции на происходящие изменения и развитые волевые качества.

Однако этих качеств для полноценной реализации своих функций в период кризиса менеджеру по персоналу недостаточно. У настоящего HR-менеджера должен быть еще и статус в компании - как профессиональный, так и неформальный. Профессиональный статус, как правило, понимается специалистами по управлению персоналом как знание форм, методов и инструментов управления людьми. Однако даже самое виртуозное владение HR-инструментарием не является гарантией успеха его деятельности. Подлинный профессиональный HR-менеджер должен понимать специфику работы каждого сотрудника и его функции. Например, специалист по управлению персоналом должен знать суть профессии «андеррайтер» и хорошо разбираться в бизнес-процессе андеррайтинга. HR-менеджер должен понимать требования клиентов и суть бизнес-процесса «продажи» и так далее. Именно этим настоящий HR-менеджер отличается от кадровика. И именно под такого HR-менеджера в компании создается должность заместителя генерального директора по персоналу, а не начальника отдела кадров. Время, когда господствовали «кадровики» стремительно уходит. Императив простой: хочешь быть успешным HR-менеджером - знай бизнес компании «от и до», то есть знай то, чем занимаются все без исключения сотрудники компании.

Итак, если HR-менеджер профессионален, то он будет успешно реализовывать свои функции, особенно в условиях кризиса. Он будет активно участвовать в разработке антикризисной программы, входить в антикризисный комитет и активно реализовывать антикризисные мероприятия: сокращение численности персонала, сокращение социальных расходов, сокращение расходов на материально-техническое обеспечение сотрудников и т.д.

Например, сокращение расходов на персонал может включать в себя:

  • сокращение уровня заработной платы через сочетание фиксированной и гибкой части;
  • мораторий на премии;
  • сокращение продолжительности рабочего дня;
  • отпуска без содержания и т.п.

Важное место в работе HR-менеджера в период кризиса принадлежит идеологическому обеспечению антикризисных мероприятий:

  • разъяснение персоналу сути антикризисной программы;
  • индивидуальная работа с людьми;
  • использование других многообразных форм и методов работы: сайт, газета, доски объявлений, групповые беседы, письменные обращения и т.д.

И последнее, о чем хочется сказать. Надо помнить одно: кризиса не следует бояться. Кризис бывает либо управляемым, либо нет. В период кризиса для HR-менеджера появляются дополнительные возможности роста компании, к которым можно отнести следующие:

  1. Освобождение от «балласта», который есть во всех компаниях.
  2. Набор персонала, приносящего рентабельный бизнес, особенно в регионах.
  3. Возникновение выбора у работодателя.
  4. Оптимизация доходов сотрудников.
  5. Укрепление корпоративной культуры.
  6. Уточнение и сохранение ключевых сотрудников.

Хочется пожелать всем нашим компаниям успешно пережить трудное время кризиса и выйти из него окрепшими как миниум в профессиональном плане.


5 декабря 2008 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Кадры, Управление, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.19 (голосовало: 91 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: