Роль HR-менеджмента в условиях кризиса
Николенко Николай Петрович
Первый заместитель председателя правления СОАО «Русский Страховой Центр» до 25.12.2010 г.
|
Как меняется роль HR-менеджера в современных условиях, когда многие страховые компании решают задачу сокращения расходов на персонал? Какие новые ориентиры ставятся перед системой управления персоналом на фоне финансовых трудностей?
В прошлом комментарии мы говорили о роли человеческого фактора в страховании. Хотел бы поблагодарить всех тех, кто отозвался на мои комментарии. Отклики на мои публикации только подтвердили простую и очевидную мысль: персонал – главное конкурентное преимущество любой компании. Также еще раз хочу подчеркнуть для особо пытливых: комментарий не статья и не научная работа, а всего лишь заострение внимания аудитории на какой-то одной мысли или одном явлении. Кто эту мысль уловил, тот поймет, что ему делать дальше. Для кого эта мысль не покажется существенной, ее просто надо пропустить. Вот и все.
Однако вернемся к теме комментария. Со времени прошлой публикации экономическая ситуация на страховом рынке претерпела существенные изменения в силу того, что медленно, но уверенно, в нашей стране разворачивается экономический кризис, который никак не обойдет и страховые компании.
Хочу особо отметить, кризисная ситуация на нашем рынке осложняется тем, что многие компании в течение последних 2-3 лет готовились к продаже, наращивая объемы страховых премий. При этом использовались традиционные для этой цели инструменты: демпинг по ценам, высокое комиссионное вознаграждение, высокие заработные платы продавцам для привлечения их в компанию. Все это привело к тому, что у значительного числа компаний «финансовая подушка» оказалась достаточно слабой. Поэтому в сегодняшней ситуации таким компаниям придется тяжелее всего, так как в условиях кризиса добавляется новый опасный фактор: сокращение входящих финансовых потоков.
Выживаемость компании в условиях кризиса в определяющей степени зависит от следующих составляющих:
-
величина входящих потоков денежных средств;
-
запас финансовой прочности;
-
величина операционных и неоперационных расходов.
При этом фактор величины поступающих денежных потоков в условиях кризиса является для страховых компаний слабоуправляемым. Поэтому воля и решимость топ-менеджмента сокращать неоперационные расходы, основную долю из которых составляют расходы на персонал, является основным фактором выживаемости компании.
Вот поэтому роль HR-менеджмента в условиях кризиса резко возрастает. Если говорить в сжатом виде, то функции HR-менеджмента будут включать в себя следующие основные мероприятия:
-
Участие в разработке антикризисной программы на предприятии.
-
Разработка и реализация мероприятий по сокращению персонала.
-
Разработка и реализация мероприятий по сокращению расходов на работающий персонал.
-
Информационно-коммуникативное обеспечение антикризисных мероприятий.
-
Разработка и реализация мероприятий по усилению лояльности работающего персонала.
Для того чтобы эффективно выполнять эти функции от HR-менеджера требуются, как минимум, два главных качества: адекватность и решительность. Адекватность проявляется в глубоком понимании текущей ситуации, которая, в свою очередь, вытекает из развитого интеллекта. Решительность заключается в быстроте реакции на происходящие изменения и развитые волевые качества.
Однако этих качеств для полноценной реализации своих функций в период кризиса менеджеру по персоналу недостаточно. У настоящего HR-менеджера должен быть еще и статус в компании - как профессиональный, так и неформальный. Профессиональный статус, как правило, понимается специалистами по управлению персоналом как знание форм, методов и инструментов управления людьми. Однако даже самое виртуозное владение HR-инструментарием не является гарантией успеха его деятельности. Подлинный профессиональный HR-менеджер должен понимать специфику работы каждого сотрудника и его функции. Например, специалист по управлению персоналом должен знать суть профессии «андеррайтер» и хорошо разбираться в бизнес-процессе андеррайтинга. HR-менеджер должен понимать требования клиентов и суть бизнес-процесса «продажи» и так далее. Именно этим настоящий HR-менеджер отличается от кадровика. И именно под такого HR-менеджера в компании создается должность заместителя генерального директора по персоналу, а не начальника отдела кадров. Время, когда господствовали «кадровики» стремительно уходит. Императив простой: хочешь быть успешным HR-менеджером - знай бизнес компании «от и до», то есть знай то, чем занимаются все без исключения сотрудники компании.
Итак, если HR-менеджер профессионален, то он будет успешно реализовывать свои функции, особенно в условиях кризиса. Он будет активно участвовать в разработке антикризисной программы, входить в антикризисный комитет и активно реализовывать антикризисные мероприятия: сокращение численности персонала, сокращение социальных расходов, сокращение расходов на материально-техническое обеспечение сотрудников и т.д.
Например, сокращение расходов на персонал может включать в себя:
-
сокращение уровня заработной платы через сочетание фиксированной и гибкой части;
-
мораторий на премии;
-
сокращение продолжительности рабочего дня;
-
отпуска без содержания и т.п.
Важное место в работе HR-менеджера в период кризиса принадлежит идеологическому обеспечению антикризисных мероприятий:
-
разъяснение персоналу сути антикризисной программы;
-
индивидуальная работа с людьми;
-
использование других многообразных форм и методов работы: сайт, газета, доски объявлений, групповые беседы, письменные обращения и т.д.
И последнее, о чем хочется сказать. Надо помнить одно: кризиса не следует бояться. Кризис бывает либо управляемым, либо нет. В период кризиса для HR-менеджера появляются дополнительные возможности роста компании, к которым можно отнести следующие:
-
Освобождение от «балласта», который есть во всех компаниях.
-
Набор персонала, приносящего рентабельный бизнес, особенно в регионах.
-
Возникновение выбора у работодателя.
-
Оптимизация доходов сотрудников.
-
Укрепление корпоративной культуры.
-
Уточнение и сохранение ключевых сотрудников.
Хочется пожелать всем нашим компаниям успешно пережить трудное время кризиса и выйти из него окрепшими как миниум в профессиональном плане.