Рынок НС: рецепты в условиях кризиса
Каюков Сергей Сергеевич
Заместитель начальника отдела методологии и медицинского андеррайтинга ОАО «Русская страховая компания»
|
Какова текущая ситуация на рынке страхования от несчастных случаев? Как сильно пострадает развитие данного вида страхования из-за потери страховщиками кредитного канала продаж в связи с кризисом?
По оценкам экспертов, объем сборов по страхованию жизни и здоровья от несчастных случаев и болезней за первые 3 квартала 2008 года по рынку Российской Федерации составляет порядка 27 млрд. руб. Однако сегодня основные драйверы роста данного вида страхового бизнеса – ипотечное и потребительское кредитование – переживают сейчас не лучшие времена. В условиях дефицита фондирования большинство банков приостановили выдачу кредитов, а немногие из тех, кто по-прежнему готов кредитовать население, серьезно ужесточили требования к своим заемщикам.
Как следствие – в корпоративном секторе также стоит ожидать снижения сборов. Такие факторы, как сокращение персонала и пересмотр компенсационного пакета приведут к падению сборов по рынку в целом на 20-30%. Многим предприятиям придется выбрать между добровольным медицинским страхованием и страхованием от несчастного случая, и выбор будет явно не в пользу последнего.
Что касается розничного рынка страхования НС, то его рост без учета «вмененного» банковского страхования и так был не столь высоким и составлял до 10% в год. Очевидной причиной этому можно назвать плохо развитую страховую культуру и непонимание большей частью населения самой сути механизма страхования.
В свете всего вышесказанного мы ожидаем, что сокращение сборов по НС вкупе со «старением» портфеля ипотечных и кредитных договоров приведет к существенному росту убыточности по этому виду страхования. Кроме того, на рост убыточности может повлиять и увеличение случаев страхового мошенничества. Даже «в мирное время», по различным оценкам, на долю мошенников приходилось от 15 до 25% всех выплат. На наш взгляд, наиболее пострадают страховщики, заключавшие договоры комбинированного ипотечного страхования с риском временной нетрудоспособности по любой причине. Учитывая менталитет наших граждан, многие из них захотят воспользоваться страховкой и переложить обязательство по оплате кредитных платежей на страховщиков. Больничный лист и другие подтверждающие документы купить сейчас не так уж и сложно.
Всё вышеперечисленное может заставить страховщиков в самое ближайшее время скорректировать продукты и тарифы для того, чтобы вывести портфель на прибыльность или, по крайней мере, снизить убыточность.
ОАО «РСК» видит следующие пути оптимизации продуктовой линейки по страхованию от НС c целью снижения убыточности по этому виду:
- Изменение политики андеррайтинга. Тенденция создания и продвижения простых в оформлении коробочных продуктов для массовой продажи через агентские сети, мультиброкеров и розничные торговые сети, на наш взгляд, сменится тенденцией более взвешенного андеррайтинга, особенно в части определения оптимальной страховой суммы. Уже сейчас для подтверждения соответствия реальных доходов застрахованного с выбранной страховой суммой многие страховые компании требуют документы, подтверждающие этот доход (2-НДФЛ, письмо от работодателя).
- Сужение покрытия. Диверсификация продуктовой линейки. Создание разных по наполнению, объему покрытия и стоимости продуктов.
- Сегментирование, установление барьеров при принятии на страхование нецелевых убыточных клиентов. Страховщики за последние 5-7 лет накопили достаточно статистики для определения наиболее убыточных и прибыльных клиентов. Оперируя данной статистикой, можно сориентировать продажи продукта на целевой сегмент путем стимуляции агентов дополнительным КВ, либо совсем не выплачивать КВ по убыточным договорам.
- Пересмотр тарифной политики. Чем больший объем населения охвачен страхованием, тем меньше вероятность наступления страхового случая и тем ниже тариф. Соответственно, сокращение количества клиентов приводит к обратному эффекту. Ряд компаний уже начал пересмотр тарифной политики.
- Поиск и развитие альтернативных каналов продаж и продвижения. Тут всё должно быть ясно: развитие интернет-продаж и интернет-урегулирования позволит существенно сократить стоимость канала продаж и улучшить сервис при урегулировании.
Этот комплекс мер, на наш взгляд, поможет пережить кризис на страховом рынке и получить существенные конкурентные преимущества, когда снова начнется рост.
Вместе с этим не стоит пытаться сэкономить на выплатах страхователям и необоснованно отказывать клиенту в выплате. Кризис приходит и уходит, а негативная репутация страховой компании будет преследовать её ещё очень долго.