Автострахование: рецепты выживания
Попов Дмитрий Владимирович
Первый заместитель гнерального директора – исполнительный директор ОАО СК «РОСНО»
|
Как отразился финансовый кризис на состоянии дел в российском автостраховании? Какие новые идеи и подходы автостраховщики берут на вооружение, чтобы сохранить достигнутые в прошлые годы позиции?
Кризис привел к сокращению объема продаж автомобилей, а значит, и автострахования, в тех сегментах, которые, в принципе, для страховщиков являются нежелательными – это недорогие машины и первые машины неопытных водителей. Здесь всегда наблюдалась наиболее неблагополучная картина по убыточности, но зато и самый быстрый рост. Поэтому компании, которые были заинтересованы в интенсивном наращивании своей доли, вынуждено становились игроками в этих сегментах. Сейчас, естественно, объемы на этом рынке упадут, и страховым компаниям совершенно не стоит туда стремиться. В сегодняшних непростых условиях как никогда целесообразно сосредоточиться на «хороших» рисках, в частности, на страховании автомобилей более дорогого сегмента. Такой подход соответствует сбалансированной, разумной стратегии компании, стремящейся к снижению убыточности портфеля по автострахованию. Сегодня на рынке автострахования можно выделить два полярных типа стратегий. Первый характерен для компаний, пытающихся ради притока наличности удерживать низкие демпинговые тарифы и набирать в портфель «плохие» риски. Таких компаний, к счастью, остается все меньше и меньше. В нынешних условиях, когда инвестиционный доход не может быть большим по понятным всем причинам, этот тип стратегий будет быстро приводить компании к коллапсу.
Второй вариант – это нормальная долгосрочная стратегия. Она характерна для страховщиков, сочетающих формирование сбалансированного портфеля, ориентацию на «хорошие» риски и пролонгацию ранее заключенных договоров с уже существующими клиентами. Такой стратегии, конечно, придерживаются все основные надежные игроки рынка.
В кризис возникает спрос на программы со сниженной премией и сокращенным покрытием, поэтому перед необходимостью выведения на рынок таких продуктов рано или поздно встанут все игроки. Мы в этом тоже не остались в стороне. В феврале мы ввели новые тарифы по каско, дающие заметные преимущества водителям, чей возраст превышает 27 лет, а опыт вождения составляет семь и более лет. Мы также снизили базовые тарифы, в среднем, на 10% для большинства машин, стоимостью более $30 000.
Буквально на днях РОСНО объявило о запуске нового франшизного продукта по каско - «Сказка». Для московских водителей тариф по нему составляет от 2,9%. В кризис увеличивается доля потребителей, которым имеет смысл покупать страховую защиту только по базовой части риска и экономить за счет сервисных опций и полноты покрытия. В такой ситуации приоритетной задачей является точно определить те базисные, принципиальные потребности в страховании, которыми автовладелец не готов пожертвовать даже сегодня, и на основе этого правильно сформировать предложение, ни в коем случае не скатываясь в демпинг. И разумеется, к нуждам клиентов все равно необходимо подходить дифференцированно. Для одной категории приоритетнее быстрота выплаты, для другой - объем: нужно правильно выбрать, на какую потребность конкретного сегмента делать акцент при формировании предложения.
Кризис многих подтолкнул к тому, чтобы задуматься о качестве приобретаемой страховой защиты. Если раньше клиент ради цены был готов на многое закрыть глаза, то сейчас таких «отчаянных» стало значительно меньше. Выбирая партнера автострахованию (равно как по ДМС и по имущественному страхованию), люди сегодня останавливают свой выбор на гораздо более узком спектре компаний-потенциальных партнеров, стараются найти действительно надежного страховщика. Тем не менее, падение сборов по автострахованию ощущается. Если брокерские продажи пока не претерпели явных изменений, то по продажам через агентов и партнерские каналы, с октября-ноября 2008 наблюдается выраженная тенденция снижения объемов. Особенно очевидно это прослеживается по таким каналам, как салоны и банки.
Ориентируясь на поддержание сбалансированного портфеля, мы призываем наших продавцов не ограничиваться продажами полисов автострахования, предлагать клиентам максимально широкий спектр различных продуктов.