Компания Swiss Re объявила о предстоящем сокращении 10% сотрудников в течение года, идут сокращения в российских компаниях финансового сектора. Как проблема сокращения кадров может затронуть российские перестраховочные компании?
Для правильного понимания тенденций на мировом кадровом рынке перестрахования надо хорошо понимать конкретные цифры, определяющие фон, на котором происходят нынешние события. Swiss Re - это крупнейший мировой перестраховщик, сейчас там работает более 11 тысяч человек, убыток по результатам деятельности 2008 года составил примерно 735 миллионов долларов. Самое тревожное в том, что не стоит ожидать существенного улучшения ситуации в ближайшем будущем, поскольку перестраховщик принимал активное участие в рисках кредитных дефолтных свопов, а именно они сейчас представляют наибольшую опасность для финансовой устойчивости компаний. Это нам оригинально продемонстрировали на примере AIG, которая уже сейчас освоила более 170 млрд. долларов государственной помощи. Конечно же, в таких условиях естественной реакцией любой компании будет максимально сократить постоянные расходы, которые в условиях кризиса становятся неподъемной ношей. Одной из основных статей постоянных расходов в перестраховании являются расходы на персонал, поэтому заявленное сокращение на 10% вкупе с другими мерами должно обеспечить компании экономию до 350 млн. долларов до конца 2010 года. Такова ситуация в крупнейшей иностранной компании, давайте теперь обратимся к российскому рынку.
Штат сотрудников среднего российского перестраховщика не превышает 50 человек, максимальный штат - чуть более ста. Очевидно, что мудрый управленец не будет сокращать расходы компании на персонал в ущерб развитию бизнеса, так что основной акцент, как правило, делается на оптимизацию расходов мидл- и бэк-офиса. Положительный эффект достигается за счет улучшения контроля за качеством работы сотрудников. К сожалению, в России мы наблюдаем все еще весьма низкий уровень эффективности действий персонала и потребность во внедрении большей автоматизации бизнес-процессов. Повышение эффективности позволило бы, во-первых, ускорить многие процессы в компании и в конечном итоге повысить качество обслуживания клиентов, а во-вторых, сократить расходы на персонал. К сожалению, внедрение таких автоматизированных программ занимает довольно много времени и сопряжено с большими капитальными вложениями на этапе их установки и настройки, поэтому далеко не все компании готовы в кризисные времена финансировать такие длительные проекты и многие останавливаются на полумерах.
Что касается сокращения затрат на фронт-офис, то российское перестрахование выделяется тут несколькими особенностями. Во-первых, настоящих профессионалов, которые хорошо знают рынок и могут приносить компаниям прибыль, как путем количественного развития бизнеса, так и путем качественного его улучшения, довольно мало. Под профессионализмом я подразумеваю понимание стратегически важных и наоборот, чрезвычайно рискованных видов страхования, правильную организацию урегулирования убытков и прочих действий, которые хоть и косвенно, но в конечном счете определяют финансовый результат. Во-вторых, средние размеры заработных плат фронт-менеджеров в перестраховании, по данным рекрутинговых агентств, намного ниже, чем в прямом бизнесе и в разы ниже, чем в схожей по характеру работы банковской сфере. В перестраховании не успели прижиться какие-то широкие соцпакеты или опционные программы. В основном, сотрудники мотивированы либо фиксированным окладом, либо окладом плюс бонус от сборов, что подталкивает их к ухудшению качества андеррайтинга в компании.
Перестраховочный персонал в России не успел стать «переплаченным», поэтому даже если возникает вопрос о смене работы, то у среднестатистического фронт-менеджера есть очень хороший шанс от этого выиграть. В условиях падения рынка многие компании с удовольствием воспользуются возможностью привлечь новый бизнес или даже зайти на новые нишевые рынки с помощью перекупки конкретных сотрудников. Такая инвестиция может быть чрезвычайно выгодна, поскольку в случае неудачи работодатель рискует только небольшой суммой выплаченного компенсационного пакета, а в случае успеха рентабельность «проекта» может исчисляться тысячами процентов. Альтернативой перехода в другую компанию может быть смена сферы деятельности. Многие перестраховщики становятся риск-менеджерами на предприятиях, переходят в банковскую деятельность, где навыки работы на страховом рынке позволяют им значительно оптимизировать расходы своей компании и обеспечить ей лучшую защиту за меньшие деньги.
Кризис приведет, в первую очередь, к очищению перестраховочного рынка от неэффективных, с точки зрения андеррайтинга, компаний. При текущих объемах российского бизнеса расходы на заработную плату являются хоть и существенной, в процентном соотношении, частью расходов компании, в целом, но не столь большими в абсолютном выражении. Поэтому вряд ли тут есть большой простор для сокращения издержек. В перестраховочном бизнесе и людей задействовано мало, и денег им платят немного.