Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Прямая речь

  Полный список материалов

  Учет и отчетность, Кризис и страхование
«Стратегия бикини» – это не транспарентность
Чопра Ханнес Шарипутра
Генеральный директор ОАО СК «РОСНО», глава Allianz Евразия
страхование сегодняКаким образом изменяются требования к транспарентности страхового рынка в условиях финансово-экономического кризиса? Готовы ли сегодня российские страховые компании к большему раскрытию информации о своей деятельности?

Сегодня в российском страховании складывается непростая и неоднозначная ситуация. В связи с уходом ряда компаний начинает освобождаться место, многие компании приблизились к черте банкротства. По моему убеждению, проблемы этих страховщиков - прямое следствие той модели бизнеса, которой они придерживались. Некоторые, в том числе довольно крупные игроки, действовали достаточно безответственно, ориентируясь исключительно на поддержание соотношения притока-оттока денежных средств, без серьезной андеррайтинговой политики, порой скатываясь в демпинг. Кроме того, наличие большого числа мелких страховщиков в России долгое время поддерживалось искусственно. Как известно, страховой бизнес строится на эффекте масштаба, поэтому очевидно, что такой подход не мог дать положительного эффекта. Негативный информационный фон создает сегодня и публикуемая в СМИ информация о страховом рынке, акцентирующая внимание на негативных проявлениях, а не возможных путях выхода или разъяснении правильной и эффективной стратегии в сложившейся ситуации.

Решить обозначенные проблемы можно только через повышение уровня прозрачности на рынке и соблюдение его игроками единых требований к финансовой отчетности. Поэтому я глубоко убежден, что в числе первоочередных антикризисных шагов необходимо ввести в России обязательную отчетность по МСФО для всех страховых компаний.

Сделать это нужно как можно быстрее. Если все компании будут публиковать отчетность по МСФО, то у клиентов, наконец, появится доступ к реальным показателям деятельности, и они смогут увидеть настоящее положение дел в компаниях. И только тогда они выберут того страховщика, которому действительно доверяют.

Сегодня же обращение с финансовой информацией осуществляется, образно говоря, по «стратегии бикини»: при декларируемой открытости и доступности информации все «самое интересное» скрывается. Никто реально не знает, что стоит за цифрами, которые публикуются по российским стандартам бухгалтерского учета, и это серьезная проблема для будущего развития страхового рынка.

Возьмем, к примеру, ситуацию с демпингом. Введение отчетности по МСФО могло бы помочь бороться с этим явлением: данные по МСФО обобщаются по всем линиям бизнеса и позволяют рассматривать результаты деятельности компании комплексно, включая уровень убыточности по каждому году и динамику резервов: сколько резервов было использовано, сколько высвобождено. Проанализировав эти показатели, можно увидеть, продолжает ли та или иная компания придерживаться декларируемой стратегии, или же в ее работе что-то уже всерьез пошло не так.

Когда РОСНО объявило о наличии убытков за прошлый год, многие из уважаемых коллег по цеху выступили с комментариями по поводу этих данных. Но никто не предоставил собственную полную отчетность по МСФО за прошлый год, хотя до этого отдельные результаты публиковались не только по российским, но и по международным стандартам. Это и есть та самая «стратегия бикини». Наибольший интерес для анализа представляют такие показатели, как уровень резервов по международным стандартам, соотношение резервов к подписанной премии и заработанной премии, а также результаты по МСФО по каждому виду страхования. Но, к сожалению, мы пока единственный представитель страховой отрасли, раскрывший эти данные в полном объеме.

В ситуации отсутствия достоверной международной отчетности, на волне банкротств и отказов страховщиков от лицензий, снижается уровень доверия клиентов к страховой отрасли в целом. На мой взгляд, избежать потери доверия клиентов к страхованию можно только одним способом – показывать буквально все свои результаты, не замалчивая ни плохого, ни хорошего.

Есть специфическая российская черта: философствовать в момент, когда уже надо действовать. Долгий процесс принятия решения врачом может привести к тому, что больной может умереть у него на руках. Я очень надеюсь, что руководство Росстрахнадзора и ВСС осознает сложившуюся ситуацию и будет готово предпринимать активные шаги по ее изменению. Рынку нужны срочные антикризисные меры, и введение МСФО - в начале списка первоочередных шагов. Понятно, что для многих эта мера окажется слишком болезненной, поэтому внедрение нужно проводить постепенно: в течение полугода и более. Но начать нужно немедленно. Есть, правда, риск впасть и в противоположную крайность – избыточного регулирования.

Конечно, международная финансовая отчетность – не панацея и не единственное средство решения всех проблем российского страхования. Но упорядочить поведение игроков на страховом рынке она, безусловно, поможет. Сегодня у рынка действительно есть уникальная возможность совершить прорыв в области новых стандартов, и если мы сейчас упустим свой шанс, потом будем многие годы жалеть об этом.


20 мая 2009 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность, Кризис и страхование
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 3.33 (голосовало: 128 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: