«Стратегия бикини» – это не транспарентность
Чопра Ханнес Шарипутра
Генеральный директор ОАО СК «РОСНО», глава Allianz Евразия
|
Каким образом изменяются требования к транспарентности страхового рынка в условиях финансово-экономического кризиса? Готовы ли сегодня российские страховые компании к большему раскрытию информации о своей деятельности?
Сегодня в российском страховании складывается непростая и неоднозначная ситуация. В связи с уходом ряда компаний начинает освобождаться место, многие компании приблизились к черте банкротства. По моему убеждению, проблемы этих страховщиков - прямое следствие той модели бизнеса, которой они придерживались. Некоторые, в том числе довольно крупные игроки, действовали достаточно безответственно, ориентируясь исключительно на поддержание соотношения притока-оттока денежных средств, без серьезной андеррайтинговой политики, порой скатываясь в демпинг. Кроме того, наличие большого числа мелких страховщиков в России долгое время поддерживалось искусственно. Как известно, страховой бизнес строится на эффекте масштаба, поэтому очевидно, что такой подход не мог дать положительного эффекта. Негативный информационный фон создает сегодня и публикуемая в СМИ информация о страховом рынке, акцентирующая внимание на негативных проявлениях, а не возможных путях выхода или разъяснении правильной и эффективной стратегии в сложившейся ситуации.
Решить обозначенные проблемы можно только через повышение уровня прозрачности на рынке и соблюдение его игроками единых требований к финансовой отчетности. Поэтому я глубоко убежден, что в числе первоочередных антикризисных шагов необходимо ввести в России обязательную отчетность по МСФО для всех страховых компаний.
Сделать это нужно как можно быстрее. Если все компании будут публиковать отчетность по МСФО, то у клиентов, наконец, появится доступ к реальным показателям деятельности, и они смогут увидеть настоящее положение дел в компаниях. И только тогда они выберут того страховщика, которому действительно доверяют.
Сегодня же обращение с финансовой информацией осуществляется, образно говоря, по «стратегии бикини»: при декларируемой открытости и доступности информации все «самое интересное» скрывается. Никто реально не знает, что стоит за цифрами, которые публикуются по российским стандартам бухгалтерского учета, и это серьезная проблема для будущего развития страхового рынка.
Возьмем, к примеру, ситуацию с демпингом. Введение отчетности по МСФО могло бы помочь бороться с этим явлением: данные по МСФО обобщаются по всем линиям бизнеса и позволяют рассматривать результаты деятельности компании комплексно, включая уровень убыточности по каждому году и динамику резервов: сколько резервов было использовано, сколько высвобождено. Проанализировав эти показатели, можно увидеть, продолжает ли та или иная компания придерживаться декларируемой стратегии, или же в ее работе что-то уже всерьез пошло не так.
Когда РОСНО объявило о наличии убытков за прошлый год, многие из уважаемых коллег по цеху выступили с комментариями по поводу этих данных. Но никто не предоставил собственную полную отчетность по МСФО за прошлый год, хотя до этого отдельные результаты публиковались не только по российским, но и по международным стандартам. Это и есть та самая «стратегия бикини». Наибольший интерес для анализа представляют такие показатели, как уровень резервов по международным стандартам, соотношение резервов к подписанной премии и заработанной премии, а также результаты по МСФО по каждому виду страхования. Но, к сожалению, мы пока единственный представитель страховой отрасли, раскрывший эти данные в полном объеме.
В ситуации отсутствия достоверной международной отчетности, на волне банкротств и отказов страховщиков от лицензий, снижается уровень доверия клиентов к страховой отрасли в целом. На мой взгляд, избежать потери доверия клиентов к страхованию можно только одним способом – показывать буквально все свои результаты, не замалчивая ни плохого, ни хорошего.
Есть специфическая российская черта: философствовать в момент, когда уже надо действовать. Долгий процесс принятия решения врачом может привести к тому, что больной может умереть у него на руках. Я очень надеюсь, что руководство Росстрахнадзора и ВСС осознает сложившуюся ситуацию и будет готово предпринимать активные шаги по ее изменению. Рынку нужны срочные антикризисные меры, и введение МСФО - в начале списка первоочередных шагов. Понятно, что для многих эта мера окажется слишком болезненной, поэтому внедрение нужно проводить постепенно: в течение полугода и более. Но начать нужно немедленно. Есть, правда, риск впасть и в противоположную крайность – избыточного регулирования.
Конечно, международная финансовая отчетность – не панацея и не единственное средство решения всех проблем российского страхования. Но упорядочить поведение игроков на страховом рынке она, безусловно, поможет. Сегодня у рынка действительно есть уникальная возможность совершить прорыв в области новых стандартов, и если мы сейчас упустим свой шанс, потом будем многие годы жалеть об этом.