Разрушительная реформа
Лайков Алексей Юрьевич
Генеральный директор ООО СБ «РИФАМС», председатель отраслевой комиссии по страхованию Ассоциации менеджеров России, заместитель председателя совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров (АПСБ), кандидат экономических наук, доцент
|
Сегодня, 12 августа, состоится первое заседание правительственной комиссии по проведению в России административной реформы, призванной освободить органы госвласти от «избыточных» функций и таким образом подтолкнуть развитие бизнеса. Совпадет ли желаемое с действительным по результатам реформы?
Реализация концепции административной реформы по "формуле" Минэкономразвития не будет способствовать развитию бизнеса. Напротив - такая реформа приведет к разрушительным последствиям для экономики в целом и для экономических основ страхования - в частности. Отказ от "избыточных" функций органов власти в сегодняшнем исполнении - это в значительной степени воплощение желания части чиновников избавиться от бремени ответственности перед обществом, переложить его на чужие плечи.
Страховое сообщество должно осознать потенциальную угрозу, которая исходит от предлагаемой реформы. Ее концепция хоть и соответствует абстрактным схемам, нарисованным в примитивных учебниках для "emerging markets", но совершенно не учитывает российские особенности и потребности положительного развития бизнеса.
Отечественные предприниматели, особенно их неолигархическая часть, объективно не могут быть заинтересованы в изменении системы госуправления по варианту, в основе которого лежит идеология отказа от осуществления государством общественно необходимых функций в сочетании с неизбежным снижением степени ответственности госслужащих перед обществом. Для общества и бизнеса как раз необходимо обратное - повышение ответственности чиновников за выполнение уже возложенных на них функций. Механизм повышения ответственности следует дополнить осуществлением государством системы научно обоснованных мер по эффективному стимулированию бизнеса и реального экономического развития страны в целом.
А между тем сейчас профессиональный страховой бизнес тратит время и средства на попытки реализации тех или иных бесперспективных проектов, в основе которых нередко лежит банальное стремление отдельных групп госслужащих переложить бремя ответственности на страховых предпринимателей.
Например, в свете административной реформы активизировались разговоры о необходимости и перспективности замены лицензирования отдельных видов деятельности страхованием ответственности. Профессионалам хорошо известно, что этот вид страхования - один из наиболее сложных. Он требует высокой квалификации страховщика и индивидуального подхода к страхователю. Страхование ответственности значительно превосходит ОСАГО по сложности, и "предваряющей" нормой при принятии подобных рисков на страхование здесь обычно как раз и является наличие у потенциального страхователя государственной лицензии. Практические попытки замены функций госконтроля и регулирования страхованием будут, вероятнее всего, связаны с игнорированием интересов либо страховщиков, либо страхователей, либо с примитивной стандартизацией. Все это неизбежно приведет к хаосу и профанации самой идеи страхования.
То же можно сказать и о периодически возникающих идеях внедрения обязательного страхования - то от последствий техногенных катастроф, то жилья и т.п. Все эти проекты обречены на провал, поскольку начисто игнорируют и платежеспособность потенциальных страхователей, и азы профессионального страхования, которое не допускает возможности принятия на риск объектов в аварийном состоянии.
Страховым предпринимателям пора перестать плодить иллюзии и отказаться от бесперспективных попыток разрешения проблем рынка одним росчерком пера. Для решения главной задачи - расширения рентабельной клиентской базы российского страхового бизнеса - нужно пройти трудным путем. Этот путь - профессионализация взаимодействия страховщиков с потенциальными и реальными страхователями, приоритетное развитие и повышение качества работы основных производительных сил рынка: агентов, агентств, филиалов и продающих подразделений страховых компаний, брокеров.
Очевидно, что без активного участия государства решить эти задачи невозможно. И сегодня профессиональный страховой бизнес должен ставить вопрос не о сворачивании госприсутствия на страховом поле, а о резкой активизации научно обоснованной государственной страховой, налоговой и организационно-экономической политики, направленной на стимулирование деятельности страховщиков, агентов, брокеров, актуариев, оценщиков, сюрвейеров, аваркомов и т.п.
Думается, что и у государства, и страховщиков сегодня есть необходимые предпосылки для достижения этой цели. Необходима лишь воля и основанное на научном подходе приложение усилий.
Ссылки по теме:
А.Лайков. «Административная реформа: моральный аспект»