Развитие ОМС – качество услуг и информирование населения
Галаничева Нина Павловна
Генеральный директор ОАО СК «РОСНО-МС», член президиума МСМС
|
Какие актуальные проблемы решает сегодня система обязательного медицинского страхования (ОМС) в России? Как изменилась роль страховщиков в системе ОМС?
В течение, как минимум, десяти последних лет ведутся непрерывные дискуссии и высказываются очень разные позиции на тему реформирования здравоохранения и медицинского страхования. Ситуацию осложняет то, что нормативные акты, которые действуют на сегодняшний день в этой сфере, принимались очень давно. Сегодня мы работаем по закону «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 1991 года, который уже, конечно, по многим моментам не соответствует реальной практике. Все понимают, что реформа назрела, но пока четкой концепции того, как надо развивать систему медицинского страхования в России, у правительства, к сожалению, нет.
Одна из самых обсуждаемых сегодня тем – проблема возможности выбора застрахованными страховщика ОМС. В целом, мы, безусловно, поддерживаем идею выбора страховой компании гражданином. Такое право граждан предусмотрено Законом о медицинском страховании граждан в Российской Федерации. Эта существующая норма уже сегодня могла бы и должна реализоваться в отношении неработающих граждан. Скажу даже больше, в некоторых регионах это право уже реализуется. «Передовик» в этом вопросе – Красноярский край, где с 1 ноября для неработающих граждан был объявлен свободный выбор страховой медицинской организации всеми желающими. В ближайшие дни будут уже подведены первые итоги стартовавшей в этом регионе программы. Но могу сказать, что каких-то массовых перебежек людей от одной страховой компании к другой мы не ожидаем в силу того, что пока еще не достаточен уровень знаний у населения о медицинском страховании и в целом страховая культура у граждан низкая. Что касается свободного выбора страховой организации юридическим лицом, то это более сложный вопрос. Сегодня работодатель, заключая договор ОМС в пользу своих работников, вроде как и выбирает страховую компанию. Но в этом случае реализовать право каждого гражданина (работника) на свободный выбор - довольно проблематично, потому что очень многое завязано на технические вопросы, такие как, например, представление работодателями страховщику информации об уволенных и вновь принятых на работу гражданах.
В последнее время всех социально-ответственные медицинские страховщики в совей работе делают акцент на повышение качества медицинской помощи гражданам и информированности населения о системе ОМС. Безусловно, качество бесплатной медицинской помощи зависит от целого ряда условий: квалификации медперсонала, применения современных методик диагностики и лечения, материально-технического обеспечения ЛПУ и т.п.. Все это, в первую очередь, относится к компетенции руководителя медучреждения, руководителя территориального органа здравоохранения.
Участие страховщиков в повышении качества медицинской помощи, помимо мер контроля правильности оформления счетов ЛПУ, обоснованности применения тарифов, соответствие оказанных медицинских услуг территориальной программе, предусматривает также финансирование за счет средств резерва финансирования предупредительных мероприятий , направленных на улучшение медицинской помощи и повышение ее доступности. В отличие от добровольного страхования, в ОМС формируются превентивные фонды, за счет средств которых оплачивается не только обучение медицинского персонала современным методам диагностики, работе на новейшем оборудовании, но и приобретение диагностического и лечебного оборудования и пр.
Контрольные же функции страховой организации нацелены на то, чтобы государственные деньги были направлены медицинским учреждениям ровно в соответствии с объемом фактически оказанной медицинской помощи и не более того. Пациент должен получать помощь именно по медицинским показаниям и реально ее получать. При этом с него не должны брать деньги за то, что ему по закону положено бесплатно. Так только за 9 месяцев 2009 года и только нашей страховой компанией в результате этой контролирующей деятельности было удержано с лечебных учреждений, то есть сэкономлено для государства, более 700 миллионов рублей (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель возрос более чем на 40 %).
При этом нам важно динамично развиваться и расширять свою деятельность.
Группа «РОСНО» включилась в работу по ОМС с самого начала организации данного вида страхования и на сегодняшний день обеспечивает обязательное медицинское страхование в 30 субъектах. Несмотря на кризис, у нас сохраняются планы расширения территориального присутствия компании, но мы подходим к этому очень избирательно, с учетом нынешних экономических условий и реальных возможностей решения кадрового вопроса на территориях (это проблема – найти квалифицированных специалистов в регионах).
Однако, ракурс наших интересов и целей изменился: актуальная задача - не просто расширить нашу деятельность, а постоянно развивать свою клиентоориентированность на уровне стандартов, принятых для всех компаний Группы Allianz по всему миру.
В то же время, принадлежность к международной группе Allianz дает нам возможность сравнить медицинские системы и качество услуг страхования разных государств. И хотя различия в системах ОМС разных стран достаточно серьезные (в каждой стране ОМС регулируется национальным законодательством), везде система ОМС (или аналогичная ей система) направлена на защиту прав граждан на получение качественной бесплатной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.
Важно, чтобы сегодня каждый человек знал о своих правах. Медицинские страховщики должны более активно участвовать в информировании граждан. Во всех регионах, где мы присутствуем и есть какие-то пилотные проекты, инициированные либо нами, либо местными органами здравоохранения и территориальными администрациями, мы ведем такую работу. Нужно выстроить свою деятельность так, чтобы любой гражданин Российской Федерации знал, что за помощью или за консультацией можно обратиться в страховую компанию.
Это работа дает свои плоды. Многие граждане уже знают свою страховую компанию, видят в ней «помощника» в решении проблем.
За 9 месяцев 2009 года к нам поступило свыше 2 миллионов обращений от населения. Конечно, обращения – это не только жалобы, но и вопросы по поводу получения страхового полиса ОМС, его замены, обращения за медицинской помощью, консультации. Налицо явное повышение активности граждан: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число обращений выросло более чем в 2 раза. Причем, в отличие от ДМС, где наблюдается скачок обращаемости застрахованных за медицинской помощью из-за кризиса и угрозы сокращения социальных программ, ОМС свободно от влияния этого фактора: право на медицинскую помощь у застрахованного никто не отнимет, полис ОМС будет всегда. Просто люди теперь уже не считают, что если врач что-то не так сделал или потребовал денег, обращаться куда-то и жаловаться бесполезно. Таких настроений все меньше, граждане действительно лучше понимают свои права.